Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 История витебского трамвая Страница - 1
История витебского трамвая Страница - 1
История витебского трамвая Страница - 1

ВИТЕБСКОЕ ТРАМВАЙНО-ТРОЛЛЕЙБУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ История витебского трамвая



Забелло Леонид Александрович



Художник А. Цинкалов



Корректор В. Фенченко



Подписано в печать 9.06.98. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Офсетная печать. Уел. печ. л. 6. Уч.-изд. л. 5,8. Тираж 1000 экз. Заказ 3901.



Отпечатано в Витебской областной укрупненной типографии им. Коминтерна с оригинал-макета заказчика,



210015, г. Витебск, ул. Щербакова-Набережная, 4.



Отсутствие четкости на фотографиях связано с плохим качеством оригинала.



Об авторе книги



Изучение истории Витебского трамвая стало для Леонида Алек-сандровича Забелло делом всей его жизни. И это несмотря на то, что за плечами у него была Великая Отечественная война и многие годы службы во внутренних войсках. После демобилизации семья осела в Витебске — на родине жены Леонида Александровича.



В конце октября 1959 года Л. А. Забелло пришел на работу в Витебское трамвайное управление: там оказалась вакантной должность начальника отдела кадров. Сняв военную форму и бережно уложив в шкатулку ордена Отечественной войны Н-й степени и Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией» и другие (всего у Л. А. Забелло было 15 государственных наград), капитан запаса занялся новым для себя делом, быстро вошел в трудовой ритм известного в городе предприятия. И вот тогда-то...



Из воспоминаний Л. А. Забелло:



«Вскоре после поступления на работу я узнал, что витебский трамвай является одним из старейших в стране и что в этом отношении древнейший белорусский город обогнал Москву, Ленинград и Минск. Удивляло и то, что многие витебляне об этом не знали, и что среди таких оказалось немало трамвайщиков. Я загорелся целью собрать документы и фотографии, рассказывающие о трамвае, создать музей и написать книгу. Эта мысль преследовала меня днем и ночью. Администрация управления к этой затее отнеслась не то чтобы прохладно, но очень сдержанно, и, как мне показалось, скептически: дескать, по силам ли тебе это дело, капитан?»



Начинал Леонид Александрович, по сути дела, на пустом месте. Даже более-менее подробной исторической справки в управлении тогда не было. Но это не только не останавливало его, а наоборот, придавало силы. Кое-какой опыт у Леонида Александровича уже был: бывший политработник немало на своем служивом веку подготовил наглядной агитации, оформил комнат отдыха и клубов. Да-


История витебского трамвая Страница - 1

Же рисовал сам неплохо... но для создания музея необходимо было прежде всего собрать материалы. А это значит — хорошенько поработать в архивах и библиотеках, расспросить ветеранов труда. Вот с этого он и начал.



Из воспоминаний Л. А. Забелло:



«В республиканском историческом архиве я проработал более недели. Ночевал в гостинице, а весь день — от открытия архива и до его закрытия — просиживал в читальном зале и просматривал дела. С некоторых документов снимал копии, списывал их содержание в толстую тетрадь. Но поскольку объем работы был огромен, стало ясно, что мне придется так сидеть в Минске не один месяц. Тогда договорился с машинисткой: я сообщал ей номера архивных дел и страницы, а она перепечатывала то, что надо было. Рассчитывался с ней, естественно, своими деньгами. Но зато дело продвигалось гораздо быстрее. Впрочем, все равно в этот архив мне пришлось еще несколько раз приезжать, как и в республиканское хранилище кинофотодокументов, где также отыскалось немало интересного. О витебском архиве уже и не говорю: в нем пришлось провести тоже немало часов!»



Количество собранного материала быстро росло. А когда Забел-ло еще разыскал довольно большую группу старейших работников трамвая (некоторые имели стаж еще с дореволюционных времен!), записал их воспоминания и собрал фотографии, стало ясно: основа будущего музея уже есть.



Первую экспозицию открыли 20 ноября 1966 года. Для нее Л. А. Забелло предоставил... собственный кабинет. Дело в том, что ему как начальнику отдела кадров полагалась небольшая комната. Все остальные работники и документы размещались в соседней, большей по размерам. Вот в нее-то он добровольно и «переселился», начав в своем бывшем кабинете после работы и в выходные дни оформлять экспозицию музея. Посетить его одновременно могли не более 4—5 человек, но главное было сделано: даже самые большие скептики замолчали. А в большом коллективе трамвайщиков поняли, что энтузиаст в одиночку сумел сделать очень нужное и важное дело.



Первые же хорошие отзывы о музее (в том числе в местной и республиканской прессе) прибавили Леониду Александровичу новых творческих сил. Теперь уже стало помогать и руководство управления. Так в течение нескольких лет создавалась новая, более просторная экспозиция в другом здании (на территории депо). Открыли ее в 1974 году. И сюда уже стали ходить на экскурсии группы учащихся школ и училищ, студенты вузов. О музее трамвая в городе уже заговорили. Среди его посетителей оказывались не только ви-тебляне, но и жители других городов СССР, гости из Польши, Болгарии, ГДР, Вьетнама, Чехословакии, Швейцарии.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •