Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Могилёв. Историко-экономический очерк Страница - 10


Уплаты налогов и восстановления города, был вынужден сдавать земельные участки в аренду феодалам. В 1765 г. феодалы арендовали в Могилеве 240 земельных участков.

Постепенно в городе восстанавливалось ремесленное производство. К середине XVIII в. оно достигло значительных успехов. В 1765 г. здесь насчитывалось 832 ремесленника, владевших домами. Цехи к этому времени потеряли свою прежнюю значимость. Они уже не могли справиться с нецеховыми ремесленниками, численность которых непрерывно возрастала. Во второй половине XVIII в. количество цехов по сравнению с XVII в. сократилось с 18 до 9.

В XVIII в. для промышленности Могилева было характерно проникновение в мелкотоварное производство торгового капитала, связанного с расширением роли скупщика, постепенно оттеснявшего мелкого товаропроизводителя от рынка сбыта и превращавшего его в наемного рабочего. Этот процесс сопровождался усилением дифференциации среди ремесленников и выделением из их среды сравнительно небольшой группы разбогатевших мастеров, которые, расширяя свое производство, не ограничивались только личным трудом, а прибегали к найму рабочей силы. Развитие ремесла и торговли способствовало довольно быстрому росту города: в 1746 г. здесь насчитывалось 1279 домов, а в 1765 г.—1872.

Экономические связи Могилева с русскими, украинскими и другими городами все более укреплялись. Оживленная торговля велась с городами Украины—Нежином, Ромнами, Киевом, откуда Могилевские купцы привозили табак, кофе, ковры, московское полотно, турецкие изделия и другие товары. Продолжали развиваться связи и с прибалтийскими городами, главным образом Ригой, Крулевцом и Гданьском.

XVIII в. для Могилева характерен расширением феодальных владений. Феодалы и католическая церковь делали это с помощью различного рода фиктивных судебных решений, долговых обязательств, завещаний, дарственных записей. Предпринимали они и вооруженные «наезды», силой захватывая земельные участки,-дома, промысловые строения. Так, в 1733 г. ярый противник православия феодал Зенкевич пытался захватить имение «Любуж» и мельницу, принадлежавшие городу. Ворвавшись с вооруженной шайкой в город, Зенкевич открыл стрельбу, в результате чего несколько человек были смертельно ранены. Они разгромили рынок, разогнали собравшихся там людей. Горожане дали отпор распоясавшемуся феодалу. Зенкевич был убит. Третейский суд, рассматривая дело о его убийстве, при поддержке короля вынес решение передать имение «Любуж» малолетнему сыну Зенкевича и взыскать с магистрата судебные издержки.

Усиление феодального гнета в XVIII в. в городах и селах Белоруссии сопровождалось яростным наступлением католической реакции. Католическое духовенство, поддерживаемое феодалами и королем, развернуло активную деятельность по уничтожению православия и белорусской культуры. Белорусский язык преследовался, православные церкви закрывались. Только в одной белорусской епархии с 1734 по 1749 г. было закрыто 217 православных церквей.

Усиление феодального и национально-религиозного гнета вызывало обострение классовой борьбы. Горожане, объединяясь в православные братства, вели упорную борьбу с католицизмом, отстаивая свой язык, народность и культуру. Могилевское братство и созданная им школа сыграли большую роль в развертывании борьбы против национально-религиозного гнета, против ополячивания и окатоличивания. Братство печатало книги, вело широкую

Культурно-просветительную деятельность, укрепляло связи с Русским государством.

Упорная борьба белорусского народа против социального и национального гнета польских феодалов продолжалась до последней четверти XVIII в. Польским захватчикам не удалось окатоличить белорусский народ и уничтожить его культуру. Сохранившиеся архитектурные памятники того времени свидетельствуют о высоком ее развитии. Наиболее интересными памятниками белорусской архитектуры Могилева XVII—XVIII вв. являются: городская ратуша; Никольский собор с иконостасом, выполненным художественной резьбой по дереву; кафедральный костел; Спасский, Братский и Богоявленский соборы; арки-брамы, особенно «королевская брама», облицованная внутри черным мрамором. Крупными мастерами в области архитектуры и живописи были Иван Лопан, Борис Янович, Андрей Омельянович, Матвей Шкловец, Алексей Москаль, Алексей Пинчук, Григорий Медвецкий и др.

Однако жестокий социальный и национальный гнет задерживал развитие культуры белорусского народа. До 1772 г. сеть учебных заведений расширялась весьма медленно. Училища, в которых обучались дети привилегированных сословий, открывались католическим духовенством.

Зарождение капиталистических отношений

При первом разделе Речи Посполитой (1772 г.) восточная часть Белоруссии с Могилевом, Гомелем, Витебском, Полоцком и другими городами вошла в состав России. Это имело положительное значение. Большая часть белорусского народа избавилась от чужеземного порабощения и приобщилась к русской культуре. Эко-

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •