Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Правовая культура Византийской империи Страница - 1

ВИЗАНТИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА



ИССЛЕДОВАНИЯ



Редколлегия серии «Византийская библиотека»:



Г. Г. Литаврин (председатель), О. Л. Абышко (сопредседатель), И. А. Савкин (сопредседатель),



С. С. Аверинцев, М. В. Бибиков, С. П. Карпов,



Г. Л. Курбатов, Г. Е. Лебедева, Я. Н. Любарский, к И. П. Медведев, Г. М. Прохоров, И. С. Чичуров, 4 с!  А. А. Чекалова, И. И. Шевченко  уО



И. П. МЕДВЕДЕВ



ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ



Научное издание



Издательство



Игорь Павлович Медведев М 44 Правовая культура Византийской империи. — СПб.: Алетейя, 2001. — 576с. —(Византийскаябиблиотека. Исследования)



18ВМ 5-89329-426-2



Византийская империя — государство, создавшее блестящую, передовую во всем Средневековье культуру, важнейшей составной частью которой была правовая культура. В книге И. П. Медведева развивается концепция византинизма как культурной системы, основанной на началах права, причем права цивилизованного, писанного, предполагавшего высокий уровень юридического мышления и общей образованности. Рассмотрены спорные вопросы правовых основ византийской государственности, отдельные этапы в развитии византийского законодательства и юриспруденции, система юридического образования, история византийского судопроизводства, нотариата и т. д. Основу книги составляют ранее опубликованные автором в различного рода изданиях материалы, соответствующим образом дополненные, переработанные и объединенные в единую систему.



Издание расчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей права.



На форзацах• Византийские импера торы законодатели Слева Юстиниан и изображение юстиции Справа Лев III и Константин V— издатели «Эклоги» Рукопись X в Marc. gr. 172, f 27v.



9785893 294262



Правовая культура Византийской империи Страница - 1

Светлой памяти Елены Эммануиловны Липшиц посвящается



Предисловие



Среди исторических цивилизаций прошлого, пожалуй, не было такой, которая бы оставила после себя больше писаных законов, чем Византия. Наш выдающийся историк византийского права Е. Э. Липшиц, памяти которой посвящается эта книга, считала, что «византийское право являлось одной из наиболее ярких сторон византийской культуры, и по силе воздействия на культуру других народов средневекового мира оно может идти в сравнение только с византийским искусством и архитектурой» (Е. Э. Липшиц. Право и суд в Византии в ТУ--У1П вв. Л., 1976. С. 3). Соответственно само византийское государство трактовалось как еууоцос, шштгла — цивилизация, в которой социальные связи регулировались законами и судебными процедурами; контракты заключались в присутствии свидетелей и нотариально заверялись, а составление документов (завещаний, брачных договоров, торговых сделок, всевозможных актов на отчуждение недвижимости и т. д.) входило в компетенцию юристов и но-тариев; граждане обращались в суды с исками и жалобами, а судьи основывали свои решения на корпусе писаных текстов или устоявшихся обычаев, «вдохновляясь древним изречением дистрибутивной и эгалитарной юстиции suum cuique tribuere», воздавать каждому принадлежащее ему право (см.: G. Dagron. Lawful Society and Legitimate Power // Law and Society in Byzantium: Ninth-Twelth Centuries. Washington, 1994. P. 27-51). Поэтому нам, нынешним, озабоченным поисками правового общества, не может быть безразличным богатейший правовой опыт, накопленный Византией за более чем тысячелетнюю историю своего существования.



Конечно, византийское право — это сложный по своему составу и происхождению комплекс юридических норм и систем, сосуществовавших, взаимодействовавших, но не редко и взаимоисключавших одна другую. Основу этого комплекса составляла обширная сфера норм писаного официального права, унаследованного в значительной своей части от Римской империи, но переработанного и пересмотренного в ходе кодификационных работ византийскими юристами и явно испытавшего воздействие традиций и обычаев местного эллинистического, а также норм церковного, канонического права. Получив наиболее полное воплощение в четырехчастном своде Юстиниана в VI в. (Сор-rus Iuris Civilis), это право сохраняло свое значение не только на всем протяжении истории Византийского государства, но и в позднейшие времена. Наиболее разработанным при этом было частное, или гражданское, право. Громоздкое, составленное по преимуществу на малодоступном для большей части населения империи латинском языке, отягощенное к тому же грузом вышедших из употребления правовых норм, Юстинианово законодательство имело ограниченное применение в юридической практике. Поэтому уже при жизни Юстиниана антецессоры создали ряд кратких пособий к огромному своду на греческом языке (парафраз, толкований, этимологических и других разъяснений), игравших гораздо более важную роль в правовой жизни Византии, чем свод самого Юстиниана. Позднее на основе всей этой предварительной работы были созданы первые краткие законодательные своды на греческом языке, среди них исаврийская Эклога VIII в. с ее попыткой корректировки Юстини-ановых законов в сторону приспособления их к нуждам эпохи, отказа от юридического формализма, в сторону «большей человечности», с особым вниманием к разработке уголовного права. Будучи дополнена специальным приложением, официальный характер которого, впрочем, подвергается сомнению, Эклога сыграла большую роль в дальнейшем развитии византийского права, послужив базой для целого ряда ее частных переработок и официальных законодательных сборников (Исагога; Прохирон).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •