Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Римские гладиаторы между жизнью и смертью Страница - 1

Римские гладиаторы между жизнью и смертью Страница - 1

Римские




МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ и СМЕРЬТГО



Римские гладиаторы между жизнью и смертью Страница - 1

XIII



Серия основана в 2003 голу



Идея серии:



О. И. Трофимова, В. П. Никоноров



Редакционный совет:



Л. Н. Кирпичников. Б. Л. Литвинский. В. П. Никоноров (ответственный редактор), Ю. С. Худяков



В. Л. ГОРОНЧАРОВСКИЙ


РИМСКИЕ ГЛАДИАТОРЫ МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ



Издательство «Петербургское Востоковедение» Санкт-Петербург 2009



Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»



Ответственный редактор кандидат исторических наук В. П. Никоноров



В. А. Горончаровский. Арена и кровь: Римские гладиаторы между жизнью и смертью. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. — 256 с. (Серия «МПйапа АпПциа», XIII).



Книга представляет собой всестороннее исследование такого явления древнеримской цивилизации, как гладиаторские игры. На основе широкого круга письменных, эпиграфических и археологических источников автор рассматривает вопросы происхождения гладиаторских игр и связанных с ними сооружений, их профессиональной организации, подготовки и вооружения гладиаторов, а также участие гладиаторов в военнополитических событиях I в. до н. э.—IV в. н. э., в частности восстание Спартака. Впервые в отечественной историографии детально рассматриваются и анализируются изобразительные материалы, касающиеся проведения гладиаторских игр на территории Боспорского царства, и их специфика в сравнении с традиционными формами таких зрелищ в Римской империи.



Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся военным делом античного мира.



© В. А. Горончаровский, 2009 © «Петербургское Востоковедение», 2009



Зарегистрированная торговая марка



Введение



Гладиаторы и проводившиеся с их участием игры давно стали неотъемлемой частью расхожих представлений о древнеримской цивилизации. В массовом сознании благодаря многочисленным фильмам и книгам это вполне определенный образ участников кровавых представлений, регулярно проводившихся на потеху толпе. Формирование его в России началось около двухсот лет назад, когда стали широко известными находки в Помпеях предметов вооружения гладиаторов, зримым воплощением которых для многих знатоков искусства древности стала найденная еще в 1622 г. в Риме статуя так называемого «Умирающего гладиатора» (рис. 1) '. Именно эта скульптура, представляющая смертельно раненного воина вдохновила М. Ю. Лермонтова на создание одноименного стихотворения:



Ликует буйный Рим... торжественно гремит Рукоплесканьями широкая арена,



А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,



Во прахе и крови скользят его колена...



И молит жалости напрасно мутный взор:



Надменный временщик и льстец его сенатор,



Венчают похвалой победу и позор...



Что знатным и толпе сраженный гладиатор?



Тогда же появилось первое научное исследование на русском языке, посвященное гладиаторам, — «Опыт о костюме и оружии гладиаторов в сравнении греческого и римского ратников. Письмо к безымянному любителю о сочинении под названием Real Museo Borbonico» (СПб., 1835) 1. Оно принадлежало перу А. Н. Оленина (1764—1843), президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, «тыся-чеискусника», как называл его Александр I. Надо отдать должное этому весьма эрудированному человеку: проведя тщательный историко-археологический анализ, он вполне справедливо упрекал отдельных итальянских ученых за некритичное отношение к устаревшей атрибуции «Умирающего гладиатора» и попытку приписать гладиаторский шлем с изображением головы горгоны Медузы с двумя дельфинами воину-моряку. А. Н. Оленин обратил особое внимание на роль такой детали шлема, как забрало, и сделал обоснованные выводы относительно состава вооружения — трезубец, кинжал и сеть — выступавшего без щита и шлема гладиатора, именовавшегося ретиарием.


Римские гладиаторы между жизнью и смертью Страница - 1

Рис. 1. «Умирающий гладиатор». Римская копия с оригинала конца III в. до н. э.



Неуклонному росту популярности образов гладиаторов в Европе способствовало появление в 1834 г. произведения английского романиста Э. Булвер-Лит-тона «Последние дни Помпеи», куда он ввел сцены в амфитеатре, а со второй половины XIX в.— творчество художников-помпьеристов. Таким названием последователи этого направления в европейской живописи обязаны своей любви к сюжетам, где гладиаторские шлемы блистали подобно пожарным каскам более поздних времен, из-за чего их и стали в шутку называть «пожарниками». Безусловным лидером помпь-еристов был Жан-Леон Жером (1824—1904), стремившийся на своих полотнах детально воссоздать атмосферу зрелищ Древнего Рима. Его произведения порой напоминают кадры из масштабных исторических кинофильмов: «Здравствуй Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!»; «Повернутые пальцы»; «Большой цирк»; «Мирмиллон»; «Ретиарий»; «Выход хищников на арену»; «Последняя молитва христианских мучеников». В России художественным исканиям помпьеристов во многом было созвучно творчество двух живописцев польского происхождения, увлекавшихся античными сюжетами,— Генрика Семи-радского (1843—1902) и Степана Бакаловича (1857— 1947). Первый из этих выпускников петербургской Академии художеств под впечатлением известного романа «Камо грядеши?» Генрика Сенкевича (1846— 1916) создал огромное полотно под названием «Христианская Дирцея в цирке Нерона» (1898, Национальный музей в Варшаве), второй — хранящуюся в Русском музее картину «Гладиаторы перед выходом на арену» (1891).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •