Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Забытая цивилизация в долине инда - Страница 1

Забытая цивилизация в долине инда - Страница 1


Забытая цивилизация в долине инда - Страница 1

АКАДЕМИЯ НАУК СССР Из истории мировой культуры



М. Ф. АЛЬБЕДИЛЬ



ЗАБЫТАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ДОЛИНЕ ИНДА


Забытая цивилизация в долине инда - Страница 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ «НАУКА» С.-Петербургское отделение 1991



Книга посвящена одной из самых интересных и зага— дочных в истории древнего мира цивилизаций — прото-индийской, существовавшей в долине Инда в III—II тысяче—¦ летии до нашей эры. Читатель может познакомиться не только с последними результатами исследований этого неизвестного доселе фрагмента истории человечества, но и с неразрешимыми проблемами, вставшими перед учеными при дешифровке протоиндийской системы письма и языка, при рассмотрении вопросов экологии, мифологии, кален-' даря, а также других историко-культурных тем. В книге общая панорама цивилизации, на фоне которой производятся сопоставления культуры архаической и нашей, современной.



Предназначена для индологов, историков, этнографов, а также широкого круга читателей, интересующихся историей мировой культуры.



Рецензенты: Ю. В. Кнорозов и А. А. Бурман Редактор издательства А. Ф. Варустина



А 0503010000-647 , .. ип А 054 (02)-91  7  91  НП



ISBN 5-02-027307-4  ©  М.  Ф.  Альбедиль.  1991



ПРЕДИСЛОВИЕ



ДЛЯ ЧЕГО НАПИСАНА ЭТА КНИГА



«Современного» человека не существует. В качестве «современной» может лишь восприниматься та или иная мысль о нем. А сам он есть всегда лишь попытка стать человеком. Возможный человек. А это — самое трудное, так же как жить в настоящем. И он всегда нов, так же как всегда ново мышление — если мы вообще мыслим. Речь может идти лишь об историческом человеке, т. е. существе, орган жизни которого — история, путь».



М. К. Мамардашвилы



В спокойные времена люди редко задумываются о человеческих судьбах и редко задаются вопросами о путях истории — обычно это удел немногих беспокойных умов. Но в кризисные периоды, когда рушатся жизненные устои, меняется привычный ритм и рвутся живые связи между людьми и поколениями, эти вопросы теряют свой сугубо умозрительный характер и становятся насущно практическими. Для понимания настоящего взоры все чаще обращаются в прошлое, причем не только своей страны и своего народа, но и других. Интерес этот вызывается не столько эмоциями, сколько стремлением осознать историческое единство человечества, понять закономерности его развития и с их помощью разобраться в настоящем. Именно в такие кризисные ситуации мы явственно ощущаем, что мы — исторические существа, «орган жизни которых — история, путь».



Мы начинаем понимать, что за длительную историю своего существования человек вложил огромное культурное богатство в свой язык, обычаи, музыку, танцы, изобразительное искусство, общественные установления. Вместе с этим мы не без внутреннего ужаса осознаем, сколь чудовищной была всегда варварская способность человека уничтожать и осквернять это богатство, доставшееся ему в наследство от предшествующих поколений. «Дальнейшее развитие технологической цивилизации, экономический рост, возрастающая мобильность людей, чьи поселения занимают большую часть твердой поверхности планеты, расширение средств массовой информации — все это сулит в будущем исполнение мрачных пророчеств окончательного и безжалостного исчезновения с лица земли львиной доли того, что еще осталось от свидетельств веры, любви, эмоций, гордости, чувства прекрасного и стремления к добру прошлых поколений»,— писал еще в 60-е годы



Аурелио Печчеи. возглавлявший в качестве президента Римского клуба одно из самых влиятельных глобальных движений, озабоченных будущей судьбой человечества, приближающегося к критическому рубежу [30, с. 299—300].



В своих предвидениях и грозных предостережениях А. Печчеи был прав: беспорядки и кризисы, переживаемые сейчас человечеством, всем слишком хорошо известны, чтобы на них специально останавливаться. Размышляя над возможностями действенного выхода из созданного человеком положения, А. Печчеи предлагает ориентировать развитие человеческого общества к определенным целям, стимулирующим ответственное поведение во всех сферах жизни. Одной из таких целей он называет защиту и сохранение культурных особенностей народов и наций, что является «ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения» [там же, с. 299].



А. Печчеи призывает использовать на этом пути достижения всех научных дисциплин, посвященных изучению человека: археологии, эпиграфики, палеографии, философии, этнологии, антропологии и прежде всего истории [там же].



Итак, история, чей главный предмет — человек, его действия и плоды его труда,— полезна всем людям, но не в узком прагматическом смысле: она учит понимать происходящее, а это уже — необходимая предпосылка правильного действия. «Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем» [5, с. 25]. Эта истина, несмотря на свою тривиальность и многократную повторяемость, до конца не понята и не осмыслена нами, и расплачиваться за это нам приходится по самому высокому счету.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •