Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Церковь и император в византийской и русской истории Страница - 1

ВИЗАНТИЙСКАЯ СЕРИЯ



Величко А. М.



Церковь и император в византийской и русской истории



Санкт-Петербург, 2004



ББК




В Величко Алексей Михайлович, доктор юридических наук



Церковь и император: церковная власть византийских и русских императоров (историко-правовые очерки).



Научное издание. СПб., 2004. С._



Кви



Новая книга А. М. Величко продолжает серию его работ («Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур», «Христианство и социальный идеал: философия, право и социология индустриального общества», «Философия русской государственности», «Нравственные и национальные основы права»), появившихся в предыдущие годы. В настоящей работе не только рассматривается вопрос взаимоотношения Церкви и государства, но и акцентируется внимание на отдельных аспектах симфонического соединения политического и небесного союзов, как они проявились в истории Византии и России. Книга снабжена большим историко-справочным материалом. Анализируются деяния Вселенских и Поместных Соборов, и на их основе рассматривается вопрос о церковно-властных прерогативах православных монархов. Отдельное место в книге посвящено вопросу о видах органов церковной власти и их компетенции в зависимости от содержания исторической эпохи и характера взаимоотношения политической власти и Церкви.



Книга предназначена для преподавателей, аспирантов, студентов юридических и исторических факультетов, а также всех, интересующихся историей Византии, России и Церкви.



Величко А. М.



ISBN



СОДЕРЖАНИЕ



От автора Введение



Часть I. Византийская православная империя



1. Церковно-каноническое законотворчество византийских императоров



2. Административно-церковные полномочия византийских императоров



3. Император - священнослужитель



4. Вероучительство византийских императоров



5. Византийские исторические портреты



Часть II. «Москва - Третий Рим»



1 .Православие в русской жизни



2.Церковные полномочия русских самодержцев



3. Русский царь - глава Русской Православной Церкви



Часть III. Виды органов церковной власти и их компетенция



1. Содержание и виды церковной власти



2. Соборы епископов и Вселенские Соборы



3. Вселенский епископат



4. Поиски универсального органа высшей церковной власти



Часть IV. Православный монархизм 1 .Форма правления и идея монархии 2.Особенности православной монархии 3.Отношение к царской власти в Православии



Часть V. Православный монархизм и цезаропапизм: сравнение и отличия 1.Эпоха иконоборцев: дискуссии и факты



2.Синодальный период в истории Русской Церкви



3. Некоторые особенности православного сознания



Часть VI. Папизм.



1 .Римский папизм и цезаропапизм



2.Восточный клерикализм и Эпанагога



3.«Константинопольские папы»: патриархи Михаил Керулларий, Арсений, Исаия и др.



4.Папизм в России. Патриарх Никон и Собор 1667 г.



Заключение



Список использованной литературы



Внимательный читатель не может не заметить, что при довольно многочисленной литературе по истории Церкви один вопрос практически не находит своего освещения, а именно: о земном главе Церкви. Из нашей канонической и исторической литературы так и остается неясно, кому все же принадлежат высшие властные прерогативы во Вселенской Церкви? Исключение составляют несколько работ, где содержатся далеко не безупречные выводы. Результат этот кажется неожиданным: ведь профессиональные историки Церкви и канонисты не могут не знать, что вопрос о том, кому может принадлежать высшая власть в церковном управлении, носит далеко не историко-теоретический интерес, что, именно основываясь на доктрине подчинения всех Церквей и самой политической власти Риму, возник папизм, породивший католический раскол. Более того, несложно установить, что вслед за этим предвосхищается и вопрос об оптимальном характере взаимоотношений между Церковью и государстве. Но, видимо, эти аспекты мало интересуют наших современников.



Между тем, как известно, некоторые публичные диспуты на эту тему уже возникали в конце XIX - начале XX в., когда в преддверии реформы церковного управления в России некоторые видные канонисты и правоведы затронули этот важнейший для Церкви и государства вопрос. Причем мнения, как это нередко бывает при обсуждении основополагающих проблем, кардинально разделились. Естественно, что ответ на поставленные вопросы искали в первую очередь в исторических традициях древней Церкви времен Византийской империи и православных канонах. Затем дискуссия прервалась, что было вызвано событиями революционных лет.



Но именно сегодня, когда законодательные ограничения прав Русской Православной Церкви со стороны государства, наконец, в значительной степени упразднены, когда встал вопрос о политическом идеале, который должен быть положен в основу нашего общественного развития, внутренней и внешней политики, эта тема приобретает актуальность. Ведь очевидно, что заявленный в тексте Конституции Российской Федерации идеологический плюрализм политической власти представляет собой не более, чем «время на обдумывание», поскольку ни одно государство мира не может существовать без четкой и определенной системы ценностей, культивируемых им. Казалось бы, чем не повод для того, чтобы поднять некоторые важнейшие темы? Но, увы, наша православная публицистика, не говоря уже о так называемой «светской науке», нередко затрагивает какие угодно проблемы, даже ничтожные, но только не те, которые могут хотя бы косвенно свидетельствовать о ясно и четко выраженной общественной позиции авторов. Так буквально хоронятся те исторические традиции, какие сформировали портрет русской православной государственности. Так Церковь и оказывается «отставленной» от политики.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •