Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Культура Возрождения Страница - 1

Культура Возрождения Страница - 1

Серия



«Культура Возрождения»



Основана в 2003 году


Культура Возрождения Страница - 1

Редколлегия:



Доктор исторических наук Л. М. БРАГИНА (отв. редактор) кандидат исторических наук В. М. ВОЛОДАРСКИЙ доктор искусствоведения В. Д. ДАЖИНА кандидат исторических наук О. В. ДМИТРИЕВА доктор исторических наук О. Ф. КУДРЯВЦЕВ доктор филологических наук Р. И. ХЛОДОВСКИЙ



ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И ЩЬТУРА



ВОЗРОЖДЕНИЯ



МОСКВА НАУКА 2004



УДК 94(4)“653” ББК 63.3(4)



Рецензенты:



Кандидат исторических наук Т. П. ГУСАРОВА доктор исторических наук М. А. ЮСИМ



Леонардо да Винчи и культура Возрождения / [Отв. ред. Л. М. Брагина]; Науч. совет “История мировой культуры”. - М.: Наука, 2004. - 274 с. -(Культура Возрождения). - КВИ 5-02-032668-2 (в пер.).



Статьи сборника написаны на материалах докладов, прочитанных на международной научной конференции (Москва, ноябрь 2002 г.), посвященной 550-летию со дня рождения Леонардо да Винчи, выдающегося деятеля искусства и науки итальянского Возрождения. В них освещаются разные грани творчества Леонардо - художника, инженера, писателя, мыслителя, а также влияние его идей на культуру Возрождения Италии, Германии, Франции, Чехии.



Для историков, искусствоведов, философов, культурологов, филологов, историков науки, а также для широкого круга читателей.



ТП-2004-1-№ 286



18ВК 5-02-032668-2  ©  Российская  академия наук



И издательство “Наука”, серия “Культура Возрождения” (разработка, оформление), 2003 (год основания), 2004



ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ



Л. М. Брагина



Вместить в рамки статьи детальный разбор многочисленных и разноплановых работ отечественных искусствоведов, философов, историков науки и культуры о творчестве Леонардо да Винчи достаточно сложно. Остановлюсь на исследованиях XX в., ставших вехами в изучении художественного и научного наследия Леонардо. XIX век не дал в России сколько-нибудь заметных трудов о его творчестве. Лишь на грани XIX и XX вв. появилась первая обстоятельная биография Леонардо - книга Акима Волынского “Жизнь Леонардо да Винчи”1. Автор, искавший, по его словам, “колоритные факты в старинных итальянских биографиях Леонардо”, ставил целью познакомить широкого читателя с перипетиями творческой судьбы этого гения Возрождения.



Главной точкой отсчета в изучении Леонардо в нашей стране можно считать, на мой взгляд, 1930-е годы, когда началось разностороннее научное исследование его творчества. В 1934 г. впервые была опубликована “Книга о живописи” Леонардо в переводе А. А. Губера и В. К. Шилейко и со статьей А. А. Губера о рукописях Леонардо. В 1935 г. вышли в свет два тома “Избранных произведений” Леонардо, где переводы, статьи и комментарии принадлежали А. А. Губеру, А. К. Дживелегову, В. П. Зубову, В. К. Шилейко и А. М. Эфросу2. К этому времени относится и появление научно-популярной биографии Леонардо, написанной А. К. Дживелеговым3. Она не утратила ценности и поныне, о чем свидетельствуют ее переиздания в 1969, 1974, 1998 гг.



Интерес к творчеству Леонардо в 30-е годы возник на волне широкого увлечения в нашей стране культурой Возрождения и поворотом советского искусства к ориентирам на классику. В этой связи напомню прежде всего о серии переводов памятников ренессансной литературы, вышедших в издательстве Academia, в том числе “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” Джорджо Вазари4. В наследии Леонардо да Винчи историков культуры привлекали не только его великие художественные достижения, но и светская мысль, неутомимость в изучении природы.



В книге о Леонардо, рассчитанной на широкий круг читателей, А. К. Дживелегов создал яркий исторический портрет гения ренессансной культуры, вписав его творчество в многоплановый контекст эпохи. Автор, к тому времени известный историк, опубликовавший в 1920-е годы ряд работ о деятелях итальянского Возрождения, с особым вниманием анализировал те грани многосторонней деятельности Леонардо, где проявилась тесная связь науки и искусства. Глубоко увлеченный тем и другим, Леонардо, подчеркивал Дживелегов, стремился оснастить искусство достижениями науки и в свою очередь искал в задачах художественных стимул к постановке научных проблем, поскольку наука и искусство существовали в его сознании нераздельно: “Связь живописца через перспективную проблему с оптикой и физикой, связь скульптуры через проблему пропорций с анатомией и математикой... вызывали экскурсы в различные научные области и заставляли художника становиться ученым”5. Заниматься искусством значило для Леонардо производить научные выкладки, наблюдения, опыты с целью помочь работе художника. Этот главный тезис А. К. Дживелегова звучит рефреном в его книге, подтверждение ему он находит в каждом живописном творении Леонардо. Например, в “Тайной вечере” он видит завершение определенного этапа в научных изысканиях художника, обогащавших его живописные приемы. Мастер, “не вооруженный научными методами, - убежден Дживелегов, - никогда бы не решил так композиционную задачу картины”6. И “Битва при Ангиари”, по его мнению, поставила перед Леонардо ряд вопросов, для ответа на которые он “счел себя обязанным искать научные решения”7. А увлеченность последними нередко приводила к тому, что “интересы искусства отступали на задний план”8. А. К. Дживелегов почти не касался противоречий в творчестве Леонардо, его работа утверждала необходимость комплексного изучения наследия этого художника и ученого в единстве всех направлений его ищущей, новаторской мысли.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •