Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Парижская коммуна 1871 г Страница - 1

ПАРИЖСКАЯ



КОММУНА



1871г.


Парижская коммуна 1871 г Страница - 1

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ



БИБЛИОТЕКА



ВСЕМИРНОЙ



ИСТОРИИ


Парижская коммуна 1871 г Страница - 1

ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР О С 71 ОСЬ • 19 6 1



АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ



ПАРИЖСКАЯ КОММУНА



1871г.



II


Парижская коммуна 1871 г Страница - 1

ПОД РЕДАКЦИЕЙ доктора исторических наук Э. А.ЖЕЛУБОВСКОЙ доктора исторических наук А. 3. МАНФРЕДА доктора исторических наук А. И. МОЛОКА члена-корреспондента Акадежии наук СССР Ф. В. ПОТЕМКИНА



ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР •Москва, • 1 9 6 1



Глава тринадцатая



ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ



/^=4 /Г ркой стороной созидательной деятельности Парижской Комму-( Ч^_| ны явилась ее борьба за революционное преобразование школы жл и просвещения на подлинно демократических началах. Комму-У « ) нары ставили своей задачей «интеллектуальное освобождение пролетариев» !, стремились к воспитанию людей, способных строить новую жизнь, хотели «подготовить сильное и здоровое поколение, которое сумеет со временем достойно использовать достижения революции» 1.



В перестройке школы и просвещения участвовали известные деятели рабочего и демократического движения. Особенно активно работали на этом поприще Ж. Аллеман, Ж. Алликс, Рама, Ж.-Б. Клеман, Г. Лефрансэ.



Общее направление всей этой большой работе давала Комиссия (Делегация) просвещения Коммуны, избранная 29 марта из числа членов Совета Коммуны. Ядро Комиссии состояло из бланкистов. После 20 апреля работу возглавил Вайян, назначенный делегатом просвещения Коммуны. С приходом Вайяна деятельность Делегации стала более интенсивной. 28 апреля при ней была создана особая комиссия по организации обучения, которой поручалось оперативно руководить реорганизацией школы.



Ведущую роль в организации просвещения на новых началах играли члены Интернационала, руководившие мэриями ряда округов и входившие в состав Коммуны. Манифест Федерального совета Интернационала от 23 марта 1871 г. и резолюция от 9 мая одной из секций указывали основные задачи в этой области.



Принципы, которые проводила Коммуна в своей деятельности, имели исторические истоки. Просветительные планы 1792—1793 гг., идеи Бабефа, Сен-Симона, Фурье, Кабэ, Дезами и других социалистов-утопиетов оказали большое влияние на формирование и развитие взглядов деятелей XIX века. Революция 1848 г. и рабочее движение 60-х годов дали новые импульсы этому процессу: дебаты по вопросам воспитания и народного образования в секциях и на конгрессах Интернационала способствовали разработке этих вопросов в интересах рабочего класса. Идеи Интернационала ^ явились той непосредственной основой, на которой начался процесс революционного творчества коммунаров в области воспитания и школьного обучения.



Значительную роль в разработке вопросов школьной реформы сыграло общество «Новое воспитание». Этим же занимались и общества «Друзья


Парижская коммуна 1871 г Страница - 1

ЭДУАР ВАЙЯН Фотография



Просвещения», «Социальная Коммуна Парижа» и др. 1 апреля делегаты общества «Новое воспитание» представили членам Коммуны декларацию о принципах реформы.



Парижская Коммуна по-новому поставила вопрос



За светскуюшколу об отяошеяиях между государством и церковью,



А также между школой и церковью.



Еще в период Французской буржуазной революции XVIII в. была прекращена деятельность религиозных конгрегаций, имевших свои школы. Наполеон восстановил преподавание религии в школах В годы Реставрации возникла большая сеть конгреганистских школ, да и обычные школы оказались под пятой церкви. После 1830 г. эта зависимость была несколько ослаблена, но преподавание религии все же осталось в школьном курсе.



В просветительных планах Кондорсе, Лепеллетье и других выдвигалась идея светской школы, но никогда, ни в годы буржуазной революции XVIII в., ни позднее, вплоть до революции 1848 г., она не была связана с идеями атеизма — имелось в виду лишь безрелигиозное воспитание. Только некоторые социалисты (Дезами, Бланки и др.) поднялись до материализма и атеизма.



Во время революции 1848 г. большинство социалистов оставалось в этом вопросе на позициях Кабэ: они хотели освободить школу от всякой церковной опеки, но мало кто поднимался до идеи атеистического воспитания.



После восстания парижских рабочих в июне 1848 г. реакционеры задумали передать школу под опеку церкви.



15 марта 1850 г. большинством голосов Законодательного собрания был принят реакционный законопроект о народном образовании. Закон Фаллу (названный так по имени его инициатора Фаллу, являвшегося министром просвещения в 1849 г.) поставил народных учителей в полную зависимость от кюрэ и чрезвычайно усилил влияние церкви во всех органах школьного управления. Конгрегации получили самые широкие возможности для открытия своих школ. Число их школ, являвшихся прочной опорой реакции, стало быстро расти: за 1850—1863 гг. оно увеличилось с 10,3 до 17,2 тыс. Закон Фаллу продолжал действовать и при либеральном министре просвещения Второй империи Дюрюи (1863—1869).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •