Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Парижская коммуна 1871 г Страница - 3

ВЁРТОЩШ РКА1МСА18Е

Я« Ш  1ЛВЕКТЁ  —  ЁСАЫТЁ  — РКАТЕВМТЁ  №  182

МА1В1Е

ГО 3е АМ0Ш8ЕМШТ

Ё С О Ц Е 8 Ь А (б Ы Е 8

С1ТОТЕН8,

Се ф*е уош гёс1агшег ауес поив дершв ш! оп^*етрз, ее <рю 1е* Ьоттез ди 4 8ер1етЬге лет лттпЬ геГще •*,

1Ч№ТШСТ10ЛГ РУЯЖХВЫТ ЬАЩШ,

Ев* ш Га11 аееотрН роиг по*ге аггопсИвветеп*.

Ваг по*ге $оШсЦиде е* 1ев аотв йе 1а СоттЬ$!оп д’ете^етеп*, 1а «Игесйоп 4е* *гош ёео1ев соп§гё§апЫев дев гвеа Вегдшапд-Вег-*Ьоид, Шеиуе-Воиг§-РАЬЬе е* де Вёаги, е»1, I раг*1р де ее }оиг, сопйёе а де« тв*Ии*еиг8 ьанэней.

Иди* езрёгош, роиг Рауетг де по*ге рау% цие се» 1п*Ши1еиг8 Гогтегоп* Ат сИоуеа* ш**гш! в 4е 1еиг» дгоН* е1 Ле кит деуо1г8 еатега 1а ВёриЬНдие.

Раш, *е 23 аугИ 1871.

Ш МетЬге& йе 1а Саттте, _Ап*. АЙНАШ, ВЕШУ, ОоуЬ ШР01ГГ, РИФТ»

«пжзис ткжли* — *.»! ш». _

ИЗВЕЩЕНИЕ МЭРИИ III ОКРУГА О ВВЕДЕНИИ СВЕТСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Несмотря на медлительность в проведении школьной реформы, Коммуна в основном успела осуществить преобразование школы: впервые в истории человечества школа получила последовательно светский характер. *

Коммуна стремилась сделать знания доступными

К всеобщеиу^бучеяшо для всех де1ей ТРУД0В0Г0 населения. Она про-

Должила в этом отношении и развила традиции демократов и социалистов.

Впервые во Франции закон о начальных школах был принят во время первой революции в конце 1793 г., причем в качестве минимума предусматривался только трехлетний срок обучения. В результате 9 термидора 1794 г. принципы бесплатности и обязательности обучения были отвергнуты.

После февральской революции 1848 г. всеобщее обучение стало одним из первоочередных требований демократов и социалистов.

Большое внимание к вопросам народного образования проявили участники рабочего движения 60-х годов, так как они понимали, что недостаток образования является одной из причин политической слабости рабочего класса. В 1864 г. в Манифесте 60 деятелей рабочего движения Парижа выставлялось требование «бесплатного и обязательного народного образования»

Это требование энергично выдвигалось в докладах французских секций Интернационала, представленных Брюссельскому конгрессу 1868 г., и на множестве публичных собраний парижских демократов и социалистов в 1868—1870 гг.

Осуществление же этих требований оказалось невозможным не только при режиме Наполеона III, но и после революции 4 сентября 1870 г.

Члены Парижской Коммуны понимали «величайшую необходимость... радикальной реформы обучения», как заявили они членам общества «Новое воспитание», представившим 1 апреля петицию по этому вопросу. Им было ясно, что без преобразования системы обучения «никогда не удаст-ея провести прочных и серьезных реформ» политического и социального характера. Они надеялись, что новая преобразованная школа даст государству трудящихся достойных граждан, способных строить невиданное еще в истории общество. Демократическая идея права на образование вошла в круг основных принципов Коммуны. «Мы хотим, чтобы образование пе-ресталб быть привилегией богатых»,— писала одна из ее газет 4. Образование должно стать обязательным в том смысле, что оно будет «правом, доступным каждому ребенку, каково бы ни было его социальное положение»,— говорилось в декларации общества «Новое воспитание» 5, и эта мысль была повторена во множестве документов различных округов Парижа. Принципы бесплатного и обязательного обучения были выдвинуты с первых же дней существования Парижской Коммуны, начиная с воззвания Федерального совета парижских секций Интернационала от 23 марта. Коммуна тем самым окончательно отвергла прудонистские предубеждения в этих вопросах.

Коммунары сразу же энергично взялись за развертывание школьной сети. Предстояло сделать многое. Из 257 тыс. детей школьного возраста, имевшихся в Париже (по ориентировочным данным 1870 г.), вне школы оставалось 83 тыс. детей (32%) 6. Но фактически положение было еще хуже, так как многие дети, записанные в школу, ее почти не посещали. Кроме того, подавляющее большинство учащихся Парижа получало жалкое образование, так как 52% учащихся коммунальных школ и основная масса учащихся «свободных» школ обучалась у членов конгрегаций. На работе школ отрицательно отражались и условия военного времени.

В различных округах Парижа открывались теперь новые школы; демократические деятели, возглавлявшие мэрии, всячески добивались вовлечения детей в школы (проводился учет детей школьного возраста, издавались обращения к населению, велась агитация и т. п.). Делались попытки оказать материальную помощь школьникам, страдавшим от последствий блокады и гражданской войны: в некоторых округах (V, XX и др.) организовали снабжение их пищей и одеждой, выдавали бесплатно учебные пособия (их получали, например, 3 тыс. учащихся III округа).

Сложную задачу представляла и замена многих сотен учителей — членов конгрегаций — новыми, светскими учителями, реорганизация на совершенно новых началах широкой сети школ.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •