Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Парижская коммуна 1871 г Страница - 4

Вся эта работа велась с большим подъемом и энергией. Характерен в этом отношении VIII округ. 26 апреля здесь было опубликовано воззвание «К родителям, к друзьям просвещения, к детям» 15. В нем приводились подробные данные о состоянии школ округа: детей в возрасте 7— 15 лет насчитывалось 6251, а обучалось из них лишь 44%. Возобновив быстро занятия в двух больших школах, где учителями раньше были члены конгрегаций, мэрия округа вместе с тем приступила к открытию новых школ и призвала родителей посылать в них детей 7—12 лет. В целях распространения новых педагогических идей занятия в одной из школ сделали открытыми для всех родителей и учителей, которые желали присутствовать на них. 7 мая было напечатано новое обращение. К этому времени выяснилось, что число детей школьного возраста значительно больше, чем предполагалось, и мэрии спешно стали открывать «временные классы», намереваясь превратить их позднее в постоянные школы. Все делалось для того, чтобы бесплатное обучение не оставалось пустым словом и число учащихся значительно увеличилось.

Деятели Коммуны надеялись, что в дальнейшем будет реорганизована на демократических началах вся школьная система и в новом обществе смогут полностью осуществиться принципы единства системы, общедоступности и равенства в области просвещения. «Мы хотим просвещения повсюду, образования, распространяемого бесплатно па всех ступенях, во всех классах общества»,— писали национальные гвардейцы 16. «Красные... хотят равенства в образовании»,— говорилось в одной из программных статей 17. Идеалом участников Коммуны были такие школы, в которых дети всех граждан без исключения будут получать свободное демократическое образование 18. В одном из документов была высказана мысль, что «среднее и специальное образование должно даваться бесплатно гражданам и гражданкам соответственно их способностям, выявляемым в результате конкурса и экзаменов» 19. Проведение в жизнь этого принципа впервые сделало бы среднее образование доступным для детей народа.

Известно, что при создании Комиссии просвещения ей был дан наказ увеличить число стипендий в лицеях; очевидно, в этом видели первый шаг к демократизации среднего образования. Но Коммуна не успела взяться за реорганизацию средней школы; все силы были поглощены первоочередной задачей — строительством начальной школы. Были предприняты, однако, некоторые мероприятия и в отношении повышенного образования.

15 «1оигпа1 оШс1е1», 30 аугП 1871.

16 «Ьа Сошлите», 8 пт 1871.

17 «1оигпа1 оШс1е1», 3 ауп1 1871.

18 «Ьа Кёуо1и1доп ро1Шдие еЪ 80<ла1е», Митёго зрёсгтеп, 16 пт 1871.

19 Ьез МигаШез ро! Шдиез..., 1. II, р. 84.

И

Большое принципиальное значение имели сделанные Коммуной шаги в деле организации профессиональных школ нового типа для подростков; в этих школах предполагалось сочетать продолжение общего образования со специальной подготовкой. Сеть таких школ, к созданию которых уже* приступили, явилась бы важнейшим фактором культурного развития детей парижских рабочих.

Коммуна обратила особое внимание на женское образование, находившееся в особенно отсталом состоянии. Неграмотность среди женщин была в полтора раза выше, чем среди мужчин (в 1869 г. среди вступивших в брак женщин было 37% неграмотных). Большинство школ для девочек находилось в руках невежественных монахинь,, которые внушали своим ученицам самые дикие предрассудки, воспитывали их в духе католического фанатизма и ненависти ко всем прогрессивным началам жизни. Это имело самое пагубное влияние на целое поколение женщин, выросших в годы Второй империи, и потом очень тяжело отражалось на атмосфере жизни в множестве семей и воспитании следующего поколения детей. Вопрос о воспитании девочек в духе прогресса, науки и демократии приобретал большое политическое значение. Газета «Рёге БисЬёпе» писала, что для изменения нравов нации нужно дать женщинам хорошее образование 7.

Значительная часть трудящихся женщин Парижа активно участвовала в борьбе Коммуны, и это влекло за собой признание их общественной роли и стремление дать девочкам такое же образование, как и мальчикам.

21 мая была создана специальная комиссия по организации женского-образования. В ее состав вошли в числе прочих известная революционная журналистка и писательница Андре Лео, а также Анна Васильевна Кор-вин-Круковская (Жаклар).

Среди участников Коммуны, в противовес узким взглядам Прудона на «назначение» женщины, получил распространение взгляд, что женщина должна по возможности стать и производительным работником. Поэтому имелось в виду создать профессиональные школы для девушек. Проект организации для них школ-мастерских был представлен Коммуне одной учительницей и опубликован еще 3 апреля, а 12 мая Вайян объявил об открытии школы прикладного искусства для девушек. Следует отметить, что профессиональные занятия должны были сочетаться с пополнением общего образования.

Коммуна проявила большую заботу о детях защитников Парижа. 10 апреля было принято постановление о назначении пенсий детям «всех граждан, павших при защите прав народа». Постановление давало возможность детям, оставшимся круглыми сиротами, воспитываться на средства Коммуны. Были созданы комиссии для назначения пенсий. В различных округах (XI, III, XVII и др.) открывались детские дома (приюты). Осиротевшие дети воспитывались здесь «в преклонении перед доблестью их отцов и в духе ненависти к угнетению». Эти дома во всех отношениях сильно отличались от прежних приютов, находившихся обычно в руках конгрегаций. Дети были окружены теплотой, лаской, получали «рационалистическое, научное и республиканское образование».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •