Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Парижская коммуна 1871 г Страница - 5

Для детей были открыты лучшие парки Парижа — дворцовый парк Тюильри и другие.

Коммуна обратила внимание и на дошкольное воспитание: в сиротских домах находилось много маленьких детей; к тому же мэрии ряда округов начали подготавливать открытие дошкольных отделений при школах (для детей от 3 до 7 лет).

По инициативе общества «Друзья просвещения» был поднят вопрос ж об организации яслей вблизи крупных предприятий; имелось в виду, что у них будут хорошие помещения с садами.

Таким образом, люди Коммуны стремились поставить детей всех возрастов1 в самые благоприятные условия для их роста, культурного развития и образования. К этой цели направлены были все замыслы в области дошкольного воспитания, школьного и профессионального обучения.

Осуществление этих замыслов связывалось с глубокими изменениями социальных отношений, условий жизни трудящихся и их детей. «Мы хотим сделать из ваших детей людей, которым ошейник нищеты никогда не будет стягивать шею»,— писал Ж.-Б. Клеман, член Комиссии просвещения 8. Такой подход к этим проблемам был характерен для Коммуны.

Коммуна поставила своей задачей не только ввес-«бщтеТРпр«^Гона™Сиовти ®“общее обучение но и коренным образом образование  изменить характер образования, всю жизнь

Школы.

Курс начальной школы в 1870 г. оставался очень ограниченным, скудным и оторванным от жизни. В средней школе царила рутина — господствовал классицизм. Созданные Дюрюи в 1865 г. при части коллежей отделения «специального среднего образования», дававшие реальные знания, не пользовались поддержкой «верхов», не имели прав средней школы и не получили широкого распространения. Профессиональных школ было очень мало, а ремесленное ученичество давало подросткам в лучшем случае лишь механическую тренировку.

Социалисты-утописты давно уже критиковали такую устарелую систему образования — отрыв его от потребностей жизни, односторонний и мертвенный характер. Они убедительно показали, что соединение образования с трудовым воспитанием и обучением детей необходимо для разностороннего развития каждой личности, что этого требуют интересы технического прогресса общества и высокие социальные задачи уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом.

Особенно большое влияние оказали идеи Фурье. Он мечтал о том, чтобы с ранних лет свободно развивались естественные склонности и способности детей. Воспитание, писал он, должно стать целостным (интегральным), т. е. развивающим все стороны тела и души в противоположность традиционному воспитанию, которое пренебрегает физическим развитием и вследствие схоластической постановки образования не столько развивает, сколько отупляет детские умы.

Социалистические мыслители 40-х годов Кабэ и Дезами высказывались за сочетание научного образования с изучением производства.

Бланки в конце 60-х годов, набрасывая программу деятельности революционного правительства после переворота, намечал широкий план всеобщего образования, в который входили разнообразные предметы вплоть до геологии, физики и химии. Вместе с тем он порицал доминировавшую в то время тенденцию придать профессиональным школам узко прикладной характер.

Участники организаций Интернационала горячо поддерживали идею полного и всестороннего развития человека. Они хотели, чтобы дети рабочих могли получать образование, охватывающее важнейшие элементы основных областей знания. Вместе с тем они считали важнейшей задачей подготовку детей к производительному труду и их участие в нем. Лозаннский конгресс Интернационала одобрил требование — «образование научное, профессиональное и производительное»; конгресс высказался за «разработку программы интегрального образования» и за «организацию школы-мастерской» (силами рабочих организаций). Брюссельскому конгрессу было представлено пять докладов по вопросам интегрального воспитания, в том числе два доклада французских секций (парижских переплетчиков и руанской секции). Это способствовало разработке и пропаганде принципов нового воспитания с позиций рабочего класса.

Важно отметить, что ведущим деятелям французских секций Интернационала была уже в самых общих чертах известна идея политехнического обучения, выдвинутая Марксом и Энгельсом. Утопический социализм при всем значении его положений о всестороннем развитии человека не дошел до мысли о приобретении молодым поколением знания научных основ индустриального производства. Эта великая идея была высказана впервые Марксом и Энгельсом. В «Принципах коммунизма» (1847) Энгельс предсказывал, что в обществе, организованном на коммунистических началах, промышленность «предполагает людей со всесторонне развитыми способностями, людей, способных ориентироваться во всей системе производства» 9. В «Манифесте Коммунистической-партии» (1848) в связи с этим говорилось о «соединении воспитания с материальным производством» как об одном из мероприятий, которое осуществит пролетарское государство 10. В 1866 г. в «Инструкции делегатам Временного Центрального совета по отдельным вопросам» 11 Маркс дал знаменитое определение сущности политехнического обучения: под ним понималось «техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств» 12. А в 1867 г. в первом томе «Капитала» (гл. XIII) Маркс обосновал идею политехнического обучения, указав, что все отрасли производства имеют общие научные основы (механические, энергетические, технологические) и что овладение ими необходимо и возможно.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •