Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Парижская коммуна 1871 г Страница - 7

Глубокие изменения вносились в преподавание истории. Если раньше оно превращалось в апофеоз войн 20 и монархов, в орудие воспитания детей в духе бонапартизма, то теперь история общества должна была освещаться в духе идей демократии и социальной революции.

Недостаток новых учителей и другие трудности тормозили осуществление этих преобразований, и все же они в большей или меньшей степени проводились в жизнь.

Что касается трудового обучения, то в начальных школах вводились главным образом занятия по прикладному искусству, шитью и т. д. Введение других видов труда было пока невозможно ввиду отсутствия материальной базы.

Реорганизация средних школ с их буржуазным составом учащихся и учителей и вековой рутиной представляла исключительные трудности, и Коммуна не могла пока за это взяться, хотя она и стремилась к преобразованию всей системы обучения. Зато деятели Коммуны энергично принялись за организацию на новых началах профессиональных школ. В существующих условиях в них видели основной путь образования и подготовки к жизни подростков и юношей из среды трудящихся. Рождался новый тип повышенной школы: здесь давалась профессиональная подготовка и вместе с тем продолжалось общее образование. Школы, к организации которых приступила Коммуна, призваны были готовить высококвалифицированных рабочих, обладающих основательной подготовкой в области своей специальности и вместе с тем общим развитием и образованием, разносторонней культурой.

6 мая было объявлено, что в ближайшее время откроется первая профессиональная школа. 12 мая Вайян объявил об организации школы прикладного искусства для девушек. 17 мая он предложил муниципалитетам срочно найти помещения, наиболее пригодные для профессиональных школ и принять меры к их скорейшему открытию. Речь шла о создании сети школ для подростков, в которых «учащиеся, обучаясь какой-либо профессии, будут в то же время пополнять свое научное и литературное образование21.

Первая школа открывалась на территории V округа. В создании ее участвовали Аллеман, Да Коста и другие деятели Коммуны. Опытные рабочие приглашались в число руководителей ремесленного обучения. Школа открывалась в прекрасном здании иезуитского коллежа, окруженном парком; здесь были даже хорошие лаборатории и астрономические инструменты. Школа рассматривалась как база для реформы, как образец для целой сети, которую предстояло создать.

Организация таких школ вызвала горячее одобрение коммунаров, выражавших надежду на то, что благодаря этому дети будут избавлены от нищеты и изнурительного труда. Газета «Рёге БисЬепе» писала: «Теперь дети народа будут играть под деревьями садов, учиться в обширных залах, весело хохотать на площадках, склонять свои маленькие головки над книгами, вдыхать полной грудью свежий воздух науки...» 22. Этим надеждам не суждено было тогда сбыться. Особая афиша извещала, что 22 мая начнутся занятия в первой профессиональной школе, но в этот день версальские войска уже вступали в Париж.

Замысел деятелей Коммуны был прекрасен. В нем проявилось стремление сформировать новое поколение рабочих, сочетающих в своей деятельности физический и умственный труд. В документах Коммуны не было положений, прямо сходных с мыслями Маркса о политехническом образовании, направленном на изучение общих научных основ индустриального производства. Как указывалось выше, эти мысли были тогда еще мало известны во Франции. К тому же в стране еще была недостаточна развита крупная промышленность. И все же содержание, которое вкладывалось в идею интегрального образования, и замысел профессиональных школ нового типа отразили в известной мере влияние идей Маркса, доходивших до Парижа через Вайяна и некоторых других деятелей. Коммуна впервые в истории принялась за осуществление в широком масштабе социалистических идей о всестороннем развитии человека.

Коммуна намечала переворот в области морали и новоГ^Ги  нравственного воспитания. Истоки ее воззрений —

В славной революционной борьбе и в трудах социалистов. Еще в 1792—1794 гг. с большой силой звучал призыв к революционному воспитанию молодежи, но только в учении Бабефа он был связан с социалистической идеей.

Социалисты первой половины XIX в. много писали о воспитании — в духе идей социального равенства, единства и братства,— энтузиастов общественного труда, способных строить новое общество. Но отрицательное отношение большинства из них к революционной борьбе и склонность к деизму существенно ослабляли значение их высказываний.

Марксизм создавал новую этику, органически связанную с идеей коммунистической революции. Конгрессы I Интернационала в какой-то степени доносили эти мысли до его французских секций. Вопросы морали и нравственного воспитания неоднократно поднимались на конгрессах. Рабочие бичевали мораль, имеющую своей целью «держать рабочего в ярме». «Религиозное и политическое воспитание, которое до сих пор давалось народу, освящает аморальность, ложь и несправедливость»,— говорили делегаты 23. Намечались некоторые начала новой морали. «Труд есть закон, в высшей степени обязательный для живущего в обществе человека: кто не работает..., совершает воровство по отношению к обществу...»,— говорилось в докладе Руанской секции на Брюссельском конгрессе Интернационала 24. Пропагандировалась идея братства народов. В создании передовых членов Интернационала, отходивших от догм Прудона (группа Варлена и др.), зрела мысль о воспитании молодежи в духе идей революции и социализма.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •