Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Парижская коммуна 1871 г Страница - 8

Коммунары пошли дальше по этому пути. Они стремились покончить с эгоистической моралью буржуазного общества и со старым воспитанием, которое делало из детей трудящихся рабов, прививало им «вместо чувства собственного достоинства... рабскую покорность» 25.

Закладывались основы новой морали, проникнутой духом истинного гуманизма и подлинного демократизма. Уважение к человеческой личности «без различия расы, национальности, вероисповедания, социального положения, пола и возраста» 26 сочеталось со стремлением уничтожить всякую эксплуатацию человека человеком и добиться благосостояния трудящихся.

Детей хотели поднять «на высоту... обязанностей... свободного гражданина» 27. Но первой их обязанностью рабочие Парижа считали честный производительный труд. Об этом очень ярко говорилось во многих документах. Так, Потье, Серрайе и Жоаннар утверждали в обращении мэрии II округа: «Последнее слово человеческого прогресса целиком заключено в простом выражении: «труд всех для всех». Необходимо, чтобы человечество пришло к строгой реализации этого принципа, являющегося основой всякого истинного равенства: «не работающий да не ест!» 28.

Новое социальное содержание вносилось в понятие «патриотизм» и «гражданственность». Их сущность видели в преданности делу освобождения трудящихся. Базируясь на этой идее, газета «Рёге БисЬёпе» так определяла смысл гражданственности, противопоставляя истинный патриотизм буржуазному псевдопатриотизму: «Хорошие граждане — это те, которые любят родину, трудятся для нее, соединяют свои интересы с ее интересами, умеют страдать за ее дело и в случае необходимости отдать за нее жизнь. Плохие люди — это те, политическое поведение которых определяется эгоизмом, совесть запрятана в их кассе и все сводится к денежному мешку» 29.

По случаю открытия светских школ устраивались демонстрации школьников, пелись революционные песни. С горячим словом к детям обращались деятели Коммуны. Вот одно из таких обращений: «Коммуна, мои маленькие друзья,— говорил Аллеман,— хотела бы видеть всех детей здоровыми телом и духом, великодушными, нравственными, справедливыми, горячо стремящимися к равенству как в обязанностях, так и в правах». Далее он сказал, что тысячи коммунаров лицом к лицу встречают смерть, чтобы дети могли жить лучше, «чтобы не было более ни несправедливости, ни привилегий, чтобы сильные и власть имущие не давили слабых». «Любите Коммуну, как она вас любит, и приложите все усилия, чтобы впоследствии... Республика нашла в вас полезных людей и граждан, готовых защищать ее от врагов». Эта речь была восторженно встречена учащимися 30.

«Юные санкюлоты должны неукоснительно воспитываться в духе привычки к Труду, уважения к Равенству и любви к Революции» 31. В этих словах воплотились главные черты нового воспитания.

Деятели Коммуны видели в ней не только знаменосца социального обновления своей родины, но и застрельщика борьбы за свободу в других странах, считали свое знамя «знаменем всемирной республики». Они хотели воспитать юное поколение в духе братства трудящихся всех стран — «сынами отечества и друзьями человечества» 32.

Юноши и дети деятельно помогали Коммуне. Многие из них под руководством своих преподавательниц шили мешки для баррикад и наполняли их землей. С особым рвением подростки принимались за сооружение баррикад 33. Еще со времени первых боев с версальцами немало юных коммунаров участвовало в защите аванпостов, проявляя подлинный героизм.

Национальные гвардейцы с восхищением писали об этом в газеты. Мы узнаем из их писем, что подростки и юноши помогали артиллеристам, «поддерживали огонь с редкой храбростью»; один мальчик 13-ти лет продолжал обслуживать пушку аванпоста, несмотря на ранение левой руки; 15-тилетний подросток 10 суток вел меткий огонь пока не упал раненый 34. В дни последней недели на баррикадах отважно сражались многие юные герои. Число арестованных версальцами детей и подростков достигло 651 (по официальным и преуменьшенным данным), среди них было 75 детей в возрасте от 7 до 13 лет. А сколько погибло во время боя и было расстреляно без суда!

Коммуна и учительство КоммУ’на проявила большое внимание к учителям,

Стремление всесторонне улучшить их положение. Труд народных учителей оплачивался очень плохо: основную часть заработка составляла плата, вносимая родителями учащихся, и это делало материальное положение учителя весьма неустойчивым. По данным 1871 г., подавляющее большинство учителей страны имело фактический заработок в 700—800 фр. в год, помощники учителя получали 400—550 фр. Учительницы были поставлены в еще худшие условия.

Члены Интернационала выражали возмущение «печальным положением воспитателей народа».

Коммуна приняла решение о большом повышении окладов педагогов. Она повысила минимум для учителей до 2000 фр. в год, для их помощников — до 1500 фр., мотивируя это тем, что «жалованье учителей до революции 18 марта было до смешного ничтожно». Принципиально важно было и то, что учительницы уравнивались в оплате их труда с учителями (это повышало их оклад более чем втрое).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •