Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Узбеки в Сибири Страница - 27

В XVII—XVIII вв. бухарцы и ташкентцы получали высшее духовное образование в городах Средней Азии, в дальнейшем обучались в Казани, Уфе и в самой Сибири. Первоначальное образование бухарцы и ташкентцы получали в своих домах или под руководством учителей (мулл). В течение 2—3 лет они учились читать и писать. Способные дети принимались в мактабы. Такие мактабы были основаны представителями купечества в Ембаеве в 1841 г., в Шабабинских юртах — в 1855 г. и в Тураев-ских — в 1864 г. В них преподавался арабский, персидский и русский языки в течение семи и более лет.

Мактабы в Ембаеве считались «высшей мусульманской школой», куда приезжали учиться люди из различных местностей Западной Сибири. В зимнее время число учащихся доходило здесь до 260 человек195. В Бухарской волости Тюмени число мактабов значительно увеличилось и общее количество учащихся в них составляло более 400 человек196. Методика преподавания и вознаграждения учителей в основе своей не отличалась от порядков, существовавших в городах Средней Азии. Учителя за свою работу получали от учеников вознаграждение в виде масла, муки или денег. В отдельных же юртах учителя получали даровой паек с пашни или сенокоса, а в рыболовных — пай в улове неводом. В мактабах занимались только мужчины, девочки же получали первоначальное образование в домах своих учительниц^ В больших юртах число девушек, занимавшихся учебой, не превышало 25—35 человек197.:

Бухарцы и ташкентцы в течение длительного времени сохраняли вековые среднеазиатские обычаи и обряды.

Потомки бухарцев в Тобольске (1957 г.).

Богатые бухарцы имели двух-трех жен; свадебные обряды были такими же, как в узбекских ханствах. За невесту жених должен был давать «калым». При этом невест выбирали родители жениха198. Семейные отношения носили патриархальный характер. •

В Сибири поселялись узбеки, уйгуры, таджики. Доминирующим языком являлся узбекский. Этому способствовало не только наличие подавляющего большинства узбеков и уйгур, но и необходимость общения бухарцев и ташкентцев с татарами. По данным исследованиям

Д Г. Тумашевой, узбекский язык оказал определенное влияние на язык западносибирских татар199.

Со временем своего поселения в Сибири бухарцы и ташкентцы находились в непосредственном экономичен ском и культурном общении с русскими и татарами.

Общение с русским населением сыграло большую

Потомки бухарцев в Тюмени (1957 г.).

Роль в жизни поселенцев. Русские оказывали влияние на их материальную и духовную жизнь. Еще в 1718 г. бухарец И. Уменов перевел в Тобольске на русский язык посольский лист казахского хана200. В 30-х годах XVIII в. один бухарец переводил на русский язык сочинение хивинского хана Абу-л-Гази «Шеджара Турк» для известного историка Г. Ф. Миллера. Другой бухарец А. Маметов занимался в Тобольском народном училище, где хорошо изучил русский язык. Он сотрудничал в журнале «Иртыш», издававшемся в 80-е годы XVIII в. в Тобольске ссыльным литератором Сумароковым. В этом журнале А. Маметов опубликовал русский перевод статьи «Мнение магометан о пророке Моисее». Заслуживает внимания и деятельность бухарца Нията Атнометова, который составил «Букварь татарского и арабского языков», изданный Академией наук в Санкт-Петербурге в 1801 г.

Бухарцы благодаря своему трудолюбию и честности пользовались большим авторитетом и уважением в Рос-

Автор (слева) среди потомков бухарцев в Сибири (1957 г.).

Сии. Русская печать высоко ценила личные качества бухарцев. «Бухарцы,— писал в 1806 г. столичный санкт-пе тербургский журнал,— держатся друг друга, и соблюдают через то отчизненные нравы... Они большей части высокорослы и тонки; глаза у них малые; уши большие, отвислые... В поведении их сказывается изрядный природный разум, честность, вежливость; речение, умеренность, приятность, что происходит частью и от изрядного состояния их школ».

В силу длительного повседневного общения бухарцы и ташкентцы чувствовали на себе влияние татарской культуры. Отсюда сходство языка и религии. Немаловажное значение имело также то обстоятельство, что бухарцы и ташкентцы, особенно из бедных слоев, женились на татарках. Их потомки считали себя бухарцами-таш-кентцами, но с течением времени это повлияло на изменение этнического состава бухарцев и ташкентцев. Особенно усиливается влияние татар во второй половине XIX в., когда бухарцы-ташкентцы уже совсем акклиматизировались и считались уроженцами Сибири.

Эксплуататорские слои бухарцев и ташкентцев старались не допускать ассимиляции с татарами в целях сохранения состава бухарцев и ташкентцев и привилегий, данных им правительством. Они стремились не брать в жены татарок и другим запрещали это делать, хотя объективные условия оказывались все же сильнее. «Тип бухарцев сохранился довольно хорошо преимущественно в крупных юртах, где живет почти сплошное бухарское население (Ембаевская, Тураевская, Матьяровская). Так, в особенности между более зажиточным классом, можно встретить красивые среднеазиатские типы с правильными чертами лица и черными волосами... беднейший же класс их, вследствие частых браков с татарами, утратил чистоту типа и представляет все переходные ступени от бухарского к татарскому»201. •

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •