Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии Страница - 8

На базе ирригационного земледелия хозяйство и материальная культура обитателей северного и среднего Двуречья достигают невиданного прежде расцвета. Возможно, в самаррском поселении Телль эс-Савван уже существовала специализированная храмовая архитектура. Богато и разнообразно изобразительное искусство: великолепна расписная керамика самаррской (VI тыс. до н. э.) и халафской (V тыс. до н. э.) культур, мелкая скульптура из камня и глины. Помимо первого в истории человечества искусственного материала — обожженной глины — начинают уже в VII тыс. до н. э. заниматься обработкой металлов, сначала методом ковки, а в VI тыс. до н. э., возможно, и путем плавки (хассунская и са-маррская культуры) [Мунчаев, Мерперт, 1979, с. 326; они же, 1981, с. 307—316].

В Сирии в этот период выращивали пшеницу, ячмень, горох, чечевицу, охотились на газелей, а несколько позже (Телль Рамад, вторая половина VII тыс. до н. э.) разводили коз, овец, крупный рогатый скот, свиней [Mellaart, 1975, с. 23—26]. Набор растений, близкий обнаруженному в Телль Рамаде, возделывали в Рас Шамре [Лисицына, Прищепенко, 1977, с. 35]. Палестинские поселения этого времени продолжают развитие прежних традиций, но их материальная культура постепенно теряет свою выразительность по сравнению с памятниками юга Турции. Располагавшиеся там поселения Чатал Хююк и Хаджилар, на материалах которых мы будем неоднократно останавливаться в дальнейшем, исключительно ярко демонстрируют достижения земледельческой экономики этого периода [Mellaart, 1966а, 1966b, 1967, 1970, 1972; Антонова, 1979; Иванов, 1979а]. Их жители возделывали три вида пшеницы, ячмень, вику и чечевицу, разводили крупный рогатый скот, но при этом продолжали охотиться на оленей и диких быков,

• Поселения перяобытных земле дельцов и древние города

Шах Теле

#Тк>ренгТепе • Тепе Гисар

Мун дигакуП  ( I /

У /7/  '  лПерианоГхундай'

/^уйрсундай^!  1^

Рана ГхДда<*^ ^  /^»  • Кветта'  /

/ ) Г Ус$

ШахрнСохте#


Л#Кот - Лижи 1охенджо Даро


Наль>4 Мехи#}  

! V.. #Нундара УГ ^Куяли


Тепе Яхья#


I Бампур


# Чанху Даро


Лотхая

Ослов и баранов или козлов [Лисицына, Прищепенко, 1977, с. 32; МеПааП, 1975, с. 23—26]. Высокий уровень культуры обитателей поселений юга Турции заставил Дж. Мелларта предположить, что основой их хозяйства было не богарное, а ирригационное земледелие [МеИааД, 1972; Мунчаев, Мерперт, 1979, с. 324], однако пока это предположение не подтверждено специальными исследованиями. В поздненеолитическом Хаджиларе пшеница составляла 40%, ячмень 45, бобовые 15% найденных зерновых остатков [Лисицына, Прищепенко, 1977, с. 33].

В VI тыс. до н. э. появляются первые поселения и в предгорьях Туркмено-Хорасанских гор и на подгорных равнинах. Древнейшей культурой здесь была джейтунская, являющаяся одновременно и самой ранней земледельческой культурой на территории СССР [Массон, 1971]. В VI тыс. до н. э. здесь разводили пшеницу и ячмень. занимались охотой и скотоводством. Позже в Южной Туркмении начинает преобладать отгонное скотоводство и мслкооазис-ное земледелие [Массон, 1976, с. 40—41].

Для культур периода окончательного становления производящей экономики в Передней и Средней Азии характерно и довольно большое однообразие, и различия, бывшие следствием конкретных природных условий, в которых обитали первобытные общины. Вероятно, с областями, заселенными относительно развитыми в хозяйственном и социальном отношении племенами, соседствовали такие, где из-за особых условий11 сохранялись архаичные формы ведения хозяйства и традиционно связанные с ними представления. В VII—VI тыс. до н. э. в Передней и Средней Азии начинают складываться сравнительно крупные общности людей,, что прослеживается на археологическом материале как формирование куль-тур — распространение на более или менее обширных территориях близких форм построек, орудий, оружия, утвари, сходных погребальных обрядов. Это указывает на нарастание потребностей контакта, обмена сырьем, готовыми продуктами, вероятно, и результатами хозяйственного опыта. Неравномерность обеспеченности сырьем разных областей вызвала уже в IX—VIII тыс. до н. э. регулярный обмен обсидианом [Renfrew, Dixon, Сапп, 1966, 1968; .Массон, 1976, с. 73 сл.]; с развитием хозяйства его потребности растут, что ярко демонстрирует история Двуречья, население которого испытывало нехватку камня и металлов и в то же время располагало избытком продуктов земледелия и скотоводства.

Со становлением земледелия и скотоводства человечество вышло из состояния дикости, абсолютной зависимости от даров природы, освоив методы «увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности» [Маркс и Энгельс, т. 21, с. 33]. Это было достижение огромной важности, послужившее основой всего дальнейшего прогресса человечества. В итоге переворота, который называют неолитической революцией12, человечество получило в свое распоряжение новое мощное средство производства— землю. Результаты этого были столь наглядны, что нет необходимости останавливаться на них особенно подробно. Урожаи в Двуречье, по данным Геродота (вероятно, преувеличенным), составляли сам-двести и сам-триста [Геродот, I, 193]. Скорее всего, они были ближе к сам-пятидесяти и сам-сто. Во всяком случае, в шумерских документах зафиксированы урожаи сам-трц-дцать и сам-пятьдесят [Возникновение и развитие земледелия, с. 45]. В прошлом веке на юге Средней Азии урожай пшеницы был сам-семь-восемь, ячменя — сам-четыре-пять [Массон, 1964, с. 222].

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •