Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Жизнь первобытного общества Страница - 1

Жизнь первобытного общества Страница - 1

Жизнь



ПЕРВОБЫТНОГО



ОБЩЕСТВ



АКАДЕМИЯ НАУК СССР



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА



А. Ф. Анисимов



ДУХОВНАЯ



Жизнь



ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА



ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» МОСКВА — ЛЕНИНГРАД 19 6 6



Ответственный редактор доктор философских наук, профессор М. И. ШАХНОВИЧ



ПРЕДИСЛОВИЕ



Признавая объективную закономерность в развитии человеческого общества, марксизм, как известно, не отрицает субъективной стороны исторического процесса — сознательной деятельности людей, реализующих в ходе борьбы за свои социальные интересы назревшие потребности развития материальной жизни общества.



Раскрывая объективную закономерность развития реальной жизни, К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно указывали, что в основе истории человеческого общества лежит общественный труд, производство, а средства труда и общественная организация труда определяют высоту исторического развития общества. На основе закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил возникает исторически базис или экономический строй общества. Эти экономические отношения, отражаясь опосредствованно в сознании людей, порождают определенные экономические интересы, которые в свою очередь порождают определенные общественные взгляды и представления о должном, обязательном, справедливом, и соответствующие этим интересам правовые нормы, правила общественного поведения и определенные общественные учреждения, обеспечивающие реализацию этих установлений общества.



Отражение, следовательно, всегда носит активный характер, оно связано с критической оценкой действительности, что и находит свое выражение в сознательной деятельности общественных индивидов, а в классовом обществе — социальных групп и классов общества, использующих идеологию для борьбы за свои социальные интересы. В своем общественном познании люди идеологически, т. е. в форме определенной системы представлений, понятий, идей, отражают свою общественную жизнь и выявляют свое отношение к ней. Выражая общественные идеи, формы общественного сознания мобилизуют чувства и волю людей.



Указывая, что конфликт общественного бытия — противоречия между уровнем развития производительных сил и характером существующих производственных отношений, — люди сознают и борются с ним в формах идеологии, К. Маркс тем самым подчеркивал активную роль идеологии в отношении базиса общества, духовного фактора в истории общественной жизни.



Применительно к истории первобытного общества, куда сходятся генетически проблемы социологии, эта большая и сложная в теоретическом отношении тема о роли субъективного фактора, социальных истоках и основе субъективной стороны исторического процесса, к сожалению, еще очень мало разработана. А между тем вопросы эти, столь важные социологически, стоят у самых корней человеческой истории — истоков общественной жизни и человеческой культуры, и разрабатываться должны в первую очередь историками, изучающими первобытное общество.



Особенно значительной должна быть в этом отношении роль этнографии, которая позволяет науке проникнуть в такие области истории, которые без этнографического материала остались бы навсегда неизвестными. Еще Ш. Летурно совершенно справедливо подчеркивал, что при помощи этнографического материала можно подняться до самих истоков общественных явлений, выявить все предшествующие звенья и восстановить таким путем всю цепь явлений — связать позднейшие формы с началом.



В силу неравномерности исторического развития многие из народностей земного шара сохраняли вплоть до недавнего времени в своем быту немало пережитков прошлой исторической жизни. Те из них, которых наука застала на различных стадиях родового строя, дают в исторической ретроспекции, в сущности, всю цепь развития. К сожалению, большая часть исторически уникального материала оказалась безвозвратно утерянной, она исчезла из этнографического бытования. Казалось бы в наш век, способный исторически ценить этнографический материал на вес золота, эти прежние недостатки собирательской деятельности и социологической разработки этнографического материала не должны были иметь места. Однако недооценка историко-социологического значения этнографии продолжает иметь место, к сожалению, и до сих пор. Свидетельством этого служит сравнительно редкая постановка и изучение на этнографическом материале социологических проблем в буржуазной этнографии.



Более значительными являются достижения советских этнографов, археологов, фольклористов и языковедов, в трудах которых история первобытного общества все более приобретает характер строго научной дисциплины. Дополняя и корректируя друг друга, этнография, археология и смежные с ними научные дисциплины все более глубоко и планомерно изучают объективные памятники истории первобытного общества, в том числе и особенно памятники этнографические. Наше исследование тоже опирается в основном на этнографический материал, преимущественно на данные этнографии народов Сибири конца XIX—начала XX в.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •