Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Подводные лодки Великой войны - Страница 1

А. Е. Тарас



БИБЛИОТЕКА



ВОЕННОЙ



ИСТОРИИ



Подводные лодки Великой войны - Страница 1

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ВЕЛИКОЙ войны



(1914—1918)



Минск Харвест



УДК 359(031) ББК 68.53 Т 19



Серия основана в 1998 году



Тарас А. Е.



19 Подводные лодки Великой войны 1914 -1918/А. Е. Тарас. - Мн.: Харвест, 2003. - 336 с. (Библиотека военной истории).



13ВМ 985-13-0976-1.



На страницах этой книги впервые в отечественой литературе представлены все подводные лодки стран Антанты, Центрального блока и нейтральных государств периода «Великой войны» 1914 - 1918 гг. (Первой мировой войны, как принято называть ее в исторической литературе на русском языке). Приведены татико - технические характеристики субмарин той эпохи, даны их проекции либо схемы общего расположения.



Кроме того, содержит подробное описание боевых действий подводных лодок обеих враждебных группировок в морях вокруг Европы. Рассказывая о Мировой войне на море, особое внимание автор уделил изложению и анализу событий, связанных с тотальным подводным наступлением германского подводного флота на коммерческое судоходство, а также с борьбой союзников против «у - ботов».



Предлагаемое исследование представляет значительный интерес для широких кругов читателей, интересующихся общей и военно - морской историей, историей кораблестроения, созданием моделей - копий. Книга прекрасно иллюстрирована множеством редких фотографий.



УДК 359(031) ББК 68.53



© А, Е. Тарас, 2003 © Оформление. Харвест, 2003



15ВЫ 985-13-0976-1



Предисловие



После русско-японской войны 190-4—1905 гг. целесообразность и перспективность включения подводных лодок в состав морских сил стала настолько очевидной, что ими начали обзаводиться все сколько-нибудь крупные флоты.



В тоже время отсутствие опыта боевого использования субмарин, их техническое несовершенство, низкая мореходность заставляли командование военных флотов морских держав смотреть на них со значительным скептицизмом.



Но Первая мировая война подтвердила правоту тех, кто отдавал приоритет подводным лодкам. Несмотря на свои скромные технические возможности, особенно в начальный период войны, и при довольно ограниченном количестве в боевом составе флотов, лодки достигли колоссальных успехов в борьбе с надводными кораблями, в срыве морских перевозок, а также в разведывательных, заградительных и других операциях, чем принципиально изменили характер войны на море.



Именно субмарины оказались главным противником крупных надводных кораблей. Они не только затруднили боевое использование надводного флота, но и вызвали необходимость организации системы мероприятий по охране и обороне кораблей при выходе из баз, переходе морем и возвращении домой. Лодки также явились главным оружием в борьбе на морских коммуникациях. Их деятельность решающим образом повлияла на морскую торговлю, войсковые перевозки, снабжение армий морем и на экономику воюющих стран.



Переворот в умах морских стратегов, равно как и в массовом сознании, произошел после того, как в течение двух осенних месяцев 1914 года пять подводных лодок отправили на морское дно восемь крейсеров. Их жертвами стали: 5 сентября британский «РасбПпс1ег» (потоплен германской Ы—21); 13 сентября германский «Не1а» (британская Е-9); 22 сентября британские «АЬоик1г», «Сгеззу», «Но§ие» (1-1-9); I I октября русский крейсер «Паллада» (1-1-26); 15 октября британский «Наууке» (13-9); 3 I октября британский «Негтез» (У1-27). Но это было только начало.


Подводные лодки Великой войны - Страница 1

Гроза морей - германская подводная лодка типа УВ-111



Оказалось, что для коммерческого судоходства подводные лодки еще более страшный враг, чем для военного флота. Германские субмарины потопили за время войны более шести тысяч торговых и промысловых судов Антанты и нейтральных стран общим тоннажем свыше I 3—ти миллионов тонн, причем основная часть этих потерь приходится на 1917—1918 годы. Не сухопутная армия, и не могучий линейный флот немцев, а только их подводные лодки едва не поставили англичан на колени.



Борьба с подводной опасностью потребовала колоссального напряжения и огромных средств. Достаточно сказать, что к концу войны силы противолодочной обороны Великобритании, Франции и США насчитывали до 5000 кораблей разных классов, до 3000 летательных аппаратов (самолетов, дирижаблей, аэростатов). Кроме того, до 90 процентов их коммерческих судов получили артиллерийское вооружение.



Независимо от политических итогов Первой мировой войны, можно без какого-либо преувеличения сказать, что победу в ней одержали подводные лодки — как новый вид морского оружия.



Для начала дадим краткую общую характеристику подводных лодок начального периода войны. Их водоизмещение в надводном положении составляло от I 00 до 800 тонн (под водой оно увеличивалось на 10—35%). Малые подводные лодки водоизмещением 100—250 тонн предназначались для действий 8 прибрежных районах. Средние лодки (300—650 тонн) считались кораблями «открытого моря», а большие (водоизмещением свыше 650 тонн) переходили в разряд океанских. Позже, уже во время войны, появились подводные крейсеры водоизмещением 1,5—2,5 тысячи тонн и длиной свыше 90 метров, вооруженные шестидюймовыми орудиями.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •