Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История терроризма в России - Страница 1

История

Терроризма

России

ЯЯ

История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях

Издание второе, дополненное п переработанное

Автор-составитель О. В. Будницкий

Рекомендовано Южно-Российским отделением Академии образования в качестве дополнительного учебного пособия для студентов вузов

Феникс

Ростов-на-Дону

1996

ББК 88 Б 84.8

Обложка: О. Бабкин

Б 84.8 История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. Ростов-на-Дону; Изд-во «Феникс*. 1996 -576 с.

ISBN 5-85880-137-4

ББК 88

© Авгор-составнтель: О. В. Будницкий ©Оформление: О. Бабкин ©«Феникс», 1996 г.

В предлагаемой читателю книге собраны документы и материалы по истории терроризма в России во второй половине XIX — начале XX в. Печатаются программные документы революционных партий, судебно-следственные материалы, мемуары деятелей политического сыска, отклики современников (в том числе Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, B. C. Соловьева) на крупнейшие террористические акты. Впервые вводятся в научный оборот материалы из Гуверовского архива Стэнфордского университета (США), в том числе воспоминания о группе большевнков-эксистов, совершивших под руководством И. В. Сталина и Камо ограбление казначейства в Тифлисе, анархистские прокламации, новые материалы об убийстве Г. А. Гапона и др. Представленные материалы характеризуют народовольческую, эсеровскую, анархистскую и др. версии терроризма. Тексты сопровождаются вступительными статьями, биографическими справками, комментариями и библиографией. Книга адресуется всем, интересующимся историей нашего Отечества, но в первую очередь учителям истории, студентам и преподавателям гуманитарных факультетов вузов.

Россия обязана «отступить», потому что против нее «соединились» Желябов и эта гнусная Сонька, его любовница из генеральш. Позвольте: да почему Россия должна отступить? Россия — 100000000 населения, пахотные поля в миллиард десятин, сады яблочные, вишневые, огороды с капустой, морковью, свеклой. С картофелем. Отчего все это должно «повернуть на другой румб» ради Соньки и Желябкн (до чего гнусная фамилия, — и, по портрету, самодовольная харя мужичонки, который наконец «выучился»), — Почему? Почему? Ради Бога — почему?

В. В. Розанов. Мимолетное.

Всю историю русского терроризма можно свести к борьбе горстки интеллектуалов против самодержавия на глазах безмолвствующего народа. Их нелегкая победа в конечном счете обернулась поражением. Но н принесенные ими жертвы н самые крайности их протеста способствовали воплощению в жизнь новых моральных ценностей, новых добродетелей, которые по сен день противостоят тирании в борьбе за подлинную свободу. ...Взрывая бомбы, они, разумеется, прежде всего стремились расшатать н низвергнуть самодержавие. Но сама их гибель была залогом воссоздания общества любви и справедливости, продолжением миссии, с которой не справилась церковь. По сути дела, они хотели основать церковь, из лона которой явился бы новый Бог.

Альбер Камю. Бунтующий человек.

«Кровь по совестив: терроризм в России (вторая половина XIX — начало XX в.)

В начале было слово... Слово, а точнее, несколько фраз были написаны весной 1862 г. в камере Тверской полицейской части студентом Московского университета Петром Зайчпевскпм. Будучи арестован за крамольные мысли, изложенные в перехваченном полицией письме к товарищу, он «на досуге», благо условия заключения не отличались строгостью, составил прокламацию «Молодая Россия». В ней впервые в России убийство открыто признавалось нормальным средством достижения социальных и политических изменений. «Мы изучали историю Запада, —писал Зайчневскпй, — п это изучение не прошло для нас даром; мы будем последовательнее не только жалких революционеров 92 года, мы не испугаемся, если увидим, что для ниспровержения современного порядка приходится пролить втрое больше крови, чем пролито якобинцами в 90-х годах». Для Запчневского террор — средство убрать с дороги «императорскую партию». Если захватить Зимний дворец н перебить «живущих там», то «может случиться, что все дело кончится одним истреблением императорской фамилии, т. е. какой-нибудь сотни, другой людей...»1

В другом месте автор «Молодой России», указывая

На связь царя с «императорской партиен», угнетающей народ, замечает: «Ии он без нее, ни она без него существовать не могут. Падет один — уничтожится и другая»2. Зайчневскпй не был сторонником индивидуального террора. Но в этой мимоходом брошенной фразе сформулирована идея, воодушевлявшая тысячи русских революционеров на убийства и самопожертвование. Персонификация власти в России, сакралыюсть фигуры царя вызывали великий соблазн — одним ударом разрушить могущество этой власти, расчистить дорогу для осуществления идей, которые должны привести к всеобщему благоденствию.

Соблазн террористической идеи, кроме того, что ее реализация, казалось, вела кратчайшим путем к цели, заключался еще и в се своеобразной «гуманности». С одной стороны, истребление «сотни, другой люден», а с другой, если придется издать крик: «В топоры!» — «... тогда бей императорскую партию, не жалея, как не жалеет она нас теперь, бей на площадях, если эта подлая сволочь осмелится выйти на них, бей в домах, бей в тесных переулках городов, бей на широких улицах столиц, бей по деревням и селам! Помни, что тогда, кто будет не с нами, тот будет против, кто против, тот наш враг, а врагов следует истреблять всеми способами»3.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •