Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Россия и Великая Французская революция - Страница 1

Россия и Великая Французская революция - Страница 1

Б. С.Итенберг



РОССИЯ



И



Великая



Французская



Революция



РЕДАКЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСТОРИИ СССР



Рецензент: доктор исторических наук Цамутали А. Н.



ПРЕДИСЛОВИЕ



Нужна ли еще одна книга—’’Россия и Великая французская революция”? Нужна ли она, когда в 1956 г. вышла весьма содержательная работа М. М. Штранге ’’Русское общество и Французская революция 1789—1794 гг.”, а в 1972 г. в Киеве появилась документально насыщенная книга К. Е. Джеджулы ’’Россия и Великая французская буржуазная революция конца XVIII века”? Осведомленный читатель добавит к этому брошюру М. Балабанова, серию статей и документальных публикаций о том, как встретила Россия революционные события во Франции в конце XVIII в.1



Действительно, мы имеем большую исследовательскую литературу, освещающую названную тему. Но все дело в том, что отношение России к французской революции изучалось локально: выяснялось лишь, как в конце XVIII в. самодержавные власти и общественность страны встретили революцию во Франции. Складывалось впечатление, что проявление реакции различных кругов России на это величайшее событие ограничивалось хронологическим периодом самой революции — 1789-1794 гг.



А что дальше? Разве влияние идей Великой французской революции прекратилось? Разве ее опыт (а XIX век дал ряд крупнейших монографий о революции) не был в дальнейшем поучительным для России? Разве русские образованные и мыслящие люди забыли о таком глобальном социальном перевороте, имеющем колоссальное международное значение?



Нет, не забыли. И на протяжении всего XIX в., и в начале XX столетия идеи французской революции, ее опыт и последствия находились в центре внимания мировой общественности, в центре внимания духовной жизни России.



Напомним в этой связи замечательные слова В. И. Ленина: ’’...весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии...”2



В чем же причина столь долголетнего влияния ’’знака французской революции”, которая вызывала глубокий интерес и у правителей государств, и у передовой общественности всех стран, включая и Россию? Объяснялось это влияние широтой и многогранностью поставленных и решенных проблем социальных преобразований. Прежде всего— победа революционной буржуазии над феодальным абсолютизмом. Как актуальна была эта проблема для России! Выясняя ее, проникая в ее сущность, образованная общественность направляла свое внимание на историю загнивания королевского правления, обострения социальных противоречий, на роль буржуазии и народа в общественной борьбе, характер их взаимоотношений на различных этапах революции, А как важно было для революционно-демократической России изучить само развитие революции, борьбу течений, роль лидеров движения, проблему насилия, оценить и понять значение революционного террора!



Великая французская революция давала ответы на многие вопросы общественного бытия, а потому не могла быть предана забвению.



Мысль проследить влияние французской революции на общественную жизнь России XIX в. возникла сразу после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1918 г. профессор Н. И. Кареев выступил на страницах популярного журнала ’’Нива” с очерком на тему ’’Французская революция и русское общество”. Он рассмотрел отношение к революции декабристов и Пушкина, Герцена и западников, рассказал об историках французской революции. Заявив, что он ’’только наметил” ряд проблем большой темы, Кареев пришел к весьма верному выводу: ”В конце XVIII века Французская революция для русского общества была делом посторонним, чужим, далеким, но, когда у нас самих началось освободительное движение с эпохи декабристов, русские люди стали всматриваться в эту революцию, чуя, что нечто подобное не минует и Россию, и даже будучи уверены в том, что это был единственный путь для ликвидации старого порядка. В течение целого века такое настроение, хотя и медленно, хотя и с перерывами, все более и более нарастало. Какие бы чувства при этом ни возбуждались—чувства энтузиазма, надежды, опасений, прямого страха,—эпоха привлекала к себе внимание все большего и большего количества русских людей”3.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •