Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Русская цивилизация - Страница 1

РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Серия самых выдающихся книг великих русских мыслителей, отражающих главные вехи в развитии русского национального мировоззрения:

Св. митр. Иларион Св. Нил Сорский Св. Иосиф Волоцкий Иван Грозный «Домострой» Посошков И. Т. Ломоносов М. В. Болотов А. Т.

Пушкин А. С.

Гоголь Н. В.

Тютчев Ф. И.

Св. Серафим Саровский Муравьев А. Н. Киреевский И. В. Хомяков А. С. Аксаков И. С. Аксаков К. С. Самарин Ю. Ф. Валуев Д. А. Черкасский В. А. Гильфердинг А. Ф. Кошелев А. И. Кавелин К. Д.

Лешков В. Н.

Погодин М. П.

Беляев И. Д.

Филиппов Т. И. Гиляров-Платонов Н. П. Страхов Н. Н. Данилевский Н. Я. Достоевский Ф. М. Одоевский В. Ф. Григорьев А. А. Мещерский В. П. Катков М. Н.

Леонтьев К. Н. Победоносцев К. П. Фадеев Р. А.

Киреев А. А.

Черняев М. Г. Ламанский В. И. Астафьев П. Е.

Св. Иоанн Кронштадтский Архиеп. Никон (Рождественский) Тихомиров Л. А.

Соловьев В. С. Бердяев Н. А.

Булгаков ^ Н. Хомяков Д. А. Шарапов С. Ф. Щербатов А. Г. Розанов В. В. Флоровский Г. В. Ильин И. А.

Нилус С. А. Меньшиков М. О. Митр. Антоний Храповицкий Поселянин Е. Н. Солоневич И. Л.

Св. архиеп. Иларион (Троицкий)

Башилов Б.

Концевич И. М. Зеньковский В. В. Митр. Иоанн (Снычев) Белов В. И.

Распутин В. Г. Шафаревич И. Р

ИВАН ГРОЗНЫЙ

ГОСУДАРЬ

МОСКВА Институт русской цивилизации 2010

Иван Грозный. Государь / Сост. и примеч. В. Г Манягина / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. — 400 с.

В книге публикуются главные произведения Царя Ивана IV Грозного — великого русского мыслителя, создателя идеологии русской монархии — православного государства.

Личность грозного Царя сыграла выдающуюся роль в истории России. Своими решительными действиями он сумел подавить заговор части правящей элиты, ориентированной на подчинение России католической церкви и Западу. Заговорщики готовились убить Царя, уничтожить Православную веру и расчленить страну.

Сравнительно малой кровью (если сравнивать количество казней, совершенных в аналогичных обстоятельствах в европейских странах) Иван Грозный подавил крамолу.

Последствия Смутного времени были бы для России гораздо серьезнее, если бы Иван IV не ослабил влияние западников. Верхушка самых активных сторонников перехода в подданство к польскому королю была уничтожена Иваном Грозным, а оставшиеся «западники» не имели достаточно влияния, чтобы заставить русское общество отречься от Православия и идеалов русской цивилизации и принять католичество.

ISBN 978-5-902725-40-4

© Институт русской цивилизации, 2010.

«Да властвую, как Всевышний указал властвовать своим истинным Помазанникам!»

Иван IVВасильевич Грозный

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эпоха царствования Ивана Грозного как бы венчает собой период становления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самое себя, на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия.

Царствование Ивана IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью оно обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга.

Началось царствование смутой. Будущий «грозный царь» вступил на престол после смерти отца Василия III Ивановича трех лет от роду. Реальной властительницей Руси стала его мать — Елена Глинская, «чужеземка литовского, ненавистного рода», по словам Н. М. Карамзина. Ее недолгое (четыре года) правление было ознаменовано развратом и жестокостью не

Столько личными, сколько проистекавшими из нравов и интриг ближних бояр — бывших удельных князей и их приближенных.

По старой удельной привычке каждый из них «тянул на себя», ставя личные интересы власти и выгоды выше общенародных и государственных нужд. Численно эта беспринципная прослойка была ничтожна, но после смерти Елены, лишившись последнего сдерживающего начала, ее представители учинили между собой в борьбе за власть погром, совершенно расстроивший управление страной. Разделившись на партии князей Шуйских и Бельских, бояре, по словам В. О. Ключевского, «повели ожесточенные усобицы друг с другом из личных фамильных счетов, а не за какой-нибудь государственный порядок».

В 1547 г. сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Ивана. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с его венчанием на царство, которое впервые тогда было соединено с Таинством Миропомазания. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи Царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иван осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •