Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Византийское государство и Церковь в XI в Т2 Страница - 1

Издательство



Византийское государство и Церковь в XI в Т2 Страница - 1


Серия основана в 2002 г.


Византийское государство и Церковь в XI в Т2 Страница - 1

ВИЗАНТИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В XI в.



Н. А. СКАБАЛАНОВИЧ



От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина



К н и г а II



Научное издание



Издательство



О л е г/а^Тб ы ш к о



Санкт-Петербург



2004



УДК 27-9:949.502* 10* ББК 63.3(0)4+86.2



С42



СкабалановичН. А.



С42 Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2-х кн. Кн. II. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2004. — 416 с. — (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»),



1БВЦ 5-89740-108-6



Николай Афанасьевич Скабаланович (1848-1918) — профессор общей и церковной истории Санкт-Петербургской Духовной академии, доктор богословия, один из самых талантливых русских церковных историков. Его основополагающая работа «Византийское государство и Церковь...» — это настоящая энциклопедия по Византии, непревзойденный во многих отношениях даже по настоящее время научный труд, в том числе и по своим литературным достоинствам. В приложении даются статьи «Византийская наука и школы в XI в.», «О нравах византийского общества в Средние века», «Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии» и другие, позволяющие с большей полнотой и вниманием остановиться на конкретных вопросах как внутренней истории Византийской империи в целом, так и истории Византийско-Вос-точной церкви в частности.



Для всех интересующихся историей Церкви и историческими судьбами Православия.



ISBN 5-89740-108-6



© «Издательство Олега Абышко», подготовка текста к изданию, художественное оформление. 2004



785897



401086



Византийское государство и Церковь в XI в Т2 Страница - 1

Глава седьмая



Исходной точкой отправления для византийского военного устройства были воинские участки (отратштка ктрраш, тота). Нести военную службу обязаны были не все подданные Империи, но только те, которые владели воинскими участками. Владея этими участками, они были свободны от некоторых государственных повинностей, взамен которых отправляли военную повинность. Участки и лица, ими владевшие, занесены были в особые военные реестры (каталоги) и только те, которые значились в реестре, призывались к оружию. Участки передавались по наследству от родителей к детям; военное звание было поэтому наследственным. Существовало особое сословие стратиотов, выделявшееся из массы остальных граждан и относившееся к последним с некоторым пренебрежением;1 дети стратиотов с малых лет приучались к своей профессии2, и для византийца показалось бы странным, если бы привлечены были к военной службе лица, не записанные в реестры и не происходящие от стратиотов.3 Только в случае крайности брались за оружие и не исконные стратиоты,4 но делали это по доброй воле, а не в силу обязанности. От существовавшей некогда общеобязательности военной службы осталась одна тень, смутное воспоминание, которое если еще применялось на практике, то не иначе, как при посредстве тех же воинских участков, этого неизбежного и первого звена в цепи военного устройства; воспоминание обнаруживалось в том, что правительство могло обыкновенные крестьянские участки вписать в военный реестр, превратить в участки воинские и таким образом подчинить крестьян, уже как владельцев не простых, но воинских участков, обязанности военной службы.



Происхождение воинских участков можно ставить в связь с существовавшим в Римской империи обычаем раздавать землю в пограничных округах ветеранам и солдатам, равно как и чуждым народностям, с обязательством охранять за это границу, передавая обязательство и детям. Обычай этот следует отличать от обычая выведения (бебисИо) колоний, составлявшего способ вознаграждения за службу (ргаегтпа тИШае) ветеранов по выходе их в отставку, наряду с другим способом вознаграждения деньгами (тоже ргаегтпа тШНае) из специальной войсковой кассы (аегапит тПйаге). Практика выведения колоний стала приходить в упадок и смысл ее стал уже затемняться5 к тому времени, когда обычай пограничных наделов начал входить в употребление. Первые указания на существование этого обычая относятся к первой половине III в. Лампри-дий6 сообщает об Александре Севере (222-235), что он земли, отнятые у неприятелей, отдал пограничным солдатам и их вождям, с тем, чтобы они и их наследники несли военную службу и чтобы земли не отчуждались частным лицам, — император говорил, что солдаты будут лучше сражаться, защищая собственные свои поля; он наделил их скотом и рабами, дабы поля обрабатывались, а не лежали впусте. Этих солдат Лампридий называет пограничными — НтИапеь В другом памятнике, нижнепаннон-ской надписи7 от первой половины III в., поселенцы называются «замковыми солдатами» — тПМев саз1е11аш — и тоже говорится об обязательности военной службы не только для солдат, получивших наделы, но и для их детей.8 К тому же приблизительно времени можно относить распространение обычая на варваров, хотя термин gentiles, употреблявшийся для обозначения варваров, поселенных на пограничных римских землях, с обязательством военной службы, впервые попадается в императорском указе от 409 г.9 Поселение солдат в пограничных областях, с обязанностью наследственной военной службы и запрещением отчуждать наделы в частные руки, делается, начиная с III в., обычным явлением. Во второй половине III в. отводил солдатам на этих условиях земли император Проб (276-282);10 в IV-VI вв. условия сформулированы законодательным образом: в законах, вошедших в кодексы Феодосия и Юстиниана, подтверждается обязательность военной службы для детей солдат с воспрещением им предаваться другим занятиям;11 преследуется отчуждение наделов частным лицам; посторонним людям (homines conditionis privatae), которые завладели наделами, повелевается, под страхом уголовного взыскания и конфискации имущества, возвратить их без всякого вознаграждения пограничным солдатам (militibus limitaneis, castellanis).12 Достойно внимания, что закон поощряет ветеранов к поселению на необработанных и никому не принадлежащих землях, не делая различия между землями пограничными и внутренними, обещая поселенцам свободу от налогов13 и субсидию на обзаведение, состоящую из денег, упряжных волов и семян для посева. Этим узаконением сделан был шаг к распространению практики, существовавшей в пограничных областях, на остальные области Империи.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •