Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Абхазия во II тысячелетии нашей эры (XI—XIII вв.) - Страница 1

М. М. Гунба



Абхазия во II тысячелетии нашей эры (Х1—Х111 вв.)



Издательство «Алашара»



Сухум, 1999



Рецензент — доктор исторических наук Г. К. ШАМБА



ГУНБА М. М. Абхазия во II тысячелетии нашей эры (XI—XIII вв.). — Сухум, изд-во «Алашара». — 1999. — 162 с.



В работе кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Абхазского института гуманитарных исследований АН Абхазии М. М. Гунба на основе письменных источников, с учетом того, что уже сделано в исторической литературе, и вновь выявленных письменных документов средневекового Востока, по новому освещается политическая и социально-экономическая история средневековой Абхазии. Эти аспекты истории Абхазии, к сожалению, не всегда объективно освещаются в грузинской историографии.



Работа рассчитана на специалистов и круг читателей, интересующихся историей Абхазии. Редактор АРГУН Л. Е.



СОДЕРЖАНИЕ



• Предисловие



• ГЛАВА I. Социально-экономические отношения в Абхазии в XI—XIII вв.



§ 1. Экономическое положение



§ 2. Социальные отношения



• ГЛАВА II. Политическая ситуация в Абхазии в XI—XIII вв.



§ 1. Абхазское царство в конце X — в начале XI веков и вопрос объединения Абхазии и Г рузии (политика абхазских царей)



§ 2. Абхазия в составе Грузинского многонационального государства (XI—XIII вв.)



§ 3. О расширении значения топонима «Абхазия»



• ГЛАВА III. Культура Абхазии в XI—XIII вв.



• Список сокращений



ПРЕДИСЛОВИЕ



Настоящая работа является частью будущей монографии, и потому ограничены ее хронологические рамки. В ней уделено внимание социально-экономической и политической истории Абхазии XI—ХШ вв. В абхазской историографии этим проблемам посвящены «Очерки истории Абхазской АССР» (1960 г.), монографии 3. В. Анчабадзе «Из истории средневековой Абхазии (VI—XVII вв.)» (1959 г.), «Очерки этнической истории Абхазии» (1976 г.). Хочется напомнить, что перечисленные фундаментальные работы писались в особо трудных условиях, когда запрещалось объективно освещать вопросы взаимоотношении абхазов и грузин. Кроме того, ко времени написания вышеназванных трудов не были выявлены многие письменные источники, к каковым, например, относятся сочинения историков средневекового Востока (арабские, персидские, турецкие и др.).



Еще одним фактором, вынудившим автора заняться исследованием социальноэкономической и политической истории абхазов, является то, что в грузинской историографии многие аспекты истории этого народа освещаются неверно и, как нам кажется, чаще всего преднамеренно. К искажениям такого ряда, например, относится попытка убедить, что абхазские племена — абазги и апсилы — являются предками не абхазского, а грузинского народа, попытка признания Абхазского царства грузинским, вымысел о существовании якобы идеи политического объединения всей Грузии, о господстве грузинского языка в Абхазии, о появлении абхазов в Абхазии в XVII в. и многое другое, явно противоречащее достоверным свидетельствам письменных источников и археологических материалов.



Кроме того, некоторые исследователи считают, что основными соперниками за обладание Картли до 80-х



3



Годов IX в. были только лишь «грузинские мтавари», тем самым выдавая абхазских царей за грузинских мтаваров. Как полагают некоторые ученые, если раньше шла борьба за то, «кому из грузинских мтаваров» пришлось бы главенствовать в Грузии, то теперь, после вмешательства в это дело армянского мтавара, борьба должна была определить, в чьи руки перейдет главенство в Грузии, Армении и на всем Кавказе. И этим самым они фактически отрицают существование абхазской народности.



В указанное время происходит упадок влияния христианской религии в Абхазии, где соответственно с XI в. прекращается строительство христианских храмов, замечательных в архитектурном отношении, тогда как в этот же период во многих областях Грузии находим церковные сооружения, соответствующие духовным потребностям местного населения. Так, например, в Мцхетском регионе в конце XII и начале XIII века были построены такие замечательные сооружения, как храмы Кватахеви и Кипцвиси. В середине XIII века были построены церкви в селах Метехи и Ертацминда, замечательно орнаментированная церковь зального типа Хциси (1). Однако такое соотношение уровня христианской архитектуры указанного времени не рассматривалось в исторической литературе.



В трудах крупных грузинских ученых при освещении отдельных вопросов истории Абхазии часто прослеживается необъективность. Как известно, в XI в. богослужение велось на языке многих народов, среди которых названы иверы и абазги. То есть, абазги и иверы богослужение вели не на одном языке, а на разных. Следовательно, нельзя отождествить абазгский язык с грузинским. Однако, по субъективному мнению акад. К. С. Кекелидзе, абазгская и иверская литература, о которой знали далекие славяне, идентичны (2).



1 Свод памятников истории и культуры Грузии, 5. — Тбилиси, 1990, с. 21 (на груз. яз.).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •