Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Античное наследие и культура раннего Средневековья - Страница 1

Научное иадание



Уколова Виктория Ивановна АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ И КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ



(конец V — начало VII века)



Утверждено к печати Институтом всеобщей истории Академии наук СССР



Редактор издательства И. И. Кузнецов Художник В. Ю. Кученков Художественный редактор Н. Н. Власик Технический редактор И. В. Бочарова Корректоры Н. П. Гаврикова, Л. А. Лебедева



ИБ № 38857



Сдано в набор 02.11.88 Подписано к печати 21.02.89 А-03840. Формат 81Х108'/з2 Бумага типографская № 1 Гарнитура обыкновенная новая Печать высокая Уел. печ. л. 16,8 Уел. кр. отт. 17,12. Уч.-изд. л. 19,8 Тираж 12 ООО экз. Тип. зак. 2320 Цена 1 р. 60 к.



Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Наука»



117864, ГСП-7, Москва, В-485, Профсоюзная ул., 90



2-я типография издательства «Наука» 121099, Москва, Г-99, Шубинский пер., 6



АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ



В. И. Уколова



АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ



КУЛЬТУРА



РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ



(конец V — середина VII века)



Ответственный редактор доктор исторических наук Л. С. ЧИКОЛИНИ



Рецензенты:



Доктор исторических паук Л. А. КОТЕЛЬНИКОВА доктор исторических паук М. Л. АБРАМСОН



Уколова В. И.



У44 Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V —начало VII века). М.: Наука, 1989. - 320 с.



181Ж 5-02-008966-4



В монографии рассматривается одна из ключевых проблем истории Западной Европы — переход от античности к средневековью и его значение для судеб европейской культуры. Анализируя произведения и деятельность крупнейшего философа того времени Северина Боэция, блестящего писателя, создателя Вивария, выдающегося государственного деятеля Флавия Кассиодора, а такнш просветителя и ученого Исидора Севильского, автор показывает влияние этих деятелей на последующее развитие европейской культуры.



Для широкого круга читателей.



V 0503010000—060



042(02) 89  -|20~89-ки -  *  ВБК 63.3(0)



1Я1^ 5-02-008966 я *  е  л  ьст  в  о  «Наука»,  1989



ВВЕДЕНИЕ



Один из «последних римлян» — Макробий отождествил «золотую цепь» Гомера с великой связью, соединяющей землю и небо. Такой «золотой цепью» европейской культуры, связующей воедино времена и народы, было античное наследие, без которого не смог обойтись ни один последующий век. Античность и Средневековье, Античность и Ренессанс, Античность и Барокко, Античность и Классицизм, Античность и национальные культуры, Античность и современность — все это не только темы для специальных научных исследований, но и существенные стороны духовной жизни Европы, ее плоть и история.



На исходе бурного, изобиловавшего социальными и политическими потрясениями XX в., как никогда, стало очевидным, что исторический культурный опыт человечества — это фундамент, без которого не может быть будущего. Исполненная драматизма борьба нового и старого, в которой новое утверждается не за счет огульного отвержения прошлого, но через усвоение и преобразование лучшего в наследии предшествующих поколений, развивая живую преемственность культуры, заставляет еще и еще раз обращать взор к переломным, революционным эпохам в истории, в частности к протяженной полосе перехода от рабовладельческой формации к феодальной, от античности к средневековью. На смену римской цивилизации приходил мир христианский с его идеями политической, но прежде всего человеческой и духовной общности, в исторической перспективе составившими основу культурного универсума средневековья. Этот универсум, предстающий иерархически стройным на вершине своего развития, имел мощный духовный потенциал, интеллектуальные, эстетические и нравственные импульсы которого дошли и до нашего времени, трудно и медленно возникал из хаоса, порожденного падением Рима, нашествиями варваров и бесконечными войнами.



Становление феодального общества прошло несколько фаз. Его первые, еще весьма неопределенные признаки можно уловить задолго до низложения последнего римского императора малолетнего Ромула Августула в 476 г., события, превратившегося лишь в более или менее удобную точку условного исторического отсчета. Процесс этот стал развиваться более интенсивно при непосредственном столкновении римского и варварского миров, активизировавшемся в V в.



Смысл происходившего на том величайшем «перекрестке времен» Максимилиан Волошин поэтически определил как «пресуществление».



Он писал:



В глухую ночь шестого века,



Когда был мир и Рим простерт Перед лицом германских орд И гот теснил и грабил грека,



И грудь земли и мрамор плит Гудели топотом копыт...



...И древний Рим исчез во мгле Свершилось преосущсст оленье Всемирной власти на земле:



Орлиная разжалась лапа И выпал мир. И принял Папа Державу, и престол воздвиг.



И новый Рим процвел — велик,



И необъятен, как стихия *.



Острое ощущение конца прежнего мира, предела «их времени» и жажда «прозрения будущего» присущи наиболее выдающимся деятелям той эпохи. Вся грандиозная религиозная утопия Аврелия Августина «О граде божи-ем» — мучительный поиск ответа на вопрос: куда и как движется человечество, порвавшее с языческим римским прошлым и устремившееся к «небесному граду». Глубокие философские рассуждения о времени в его «Исповеди» — это тоже отклик на «смену времен», движение истории и человеческой души в ней. А папа Григорий Великий определял сущность своей эпохи словами библейского пророка «меч доходит до души» и ждал вместе со своей паствой приближения конца света. «Последний римлянин» Боэций сетовал на то, что римская свобода погибла, а в поэтических образах своего «Философского утешения» стремился выразить всю нестабильность земного бытия, государственного устройства, земных благ,

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •