Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Фольклор и этнография Страница - 1

Фольклор и этнография Страница - 1

АКАДЕМИЯ НАУК СССР


Фольклор и этнография Страница - 1

И ЭТНОГРАФИЯ



Фольклор и этнография Страница - 1

АКАДЕМИЯ НАУК СССР



ИНСТИТУТ ЭТНОГРАФИИ им. Н. Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ



Фольклор



И ЭТНОГРАФИЯ %



ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»



ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАД •  1970



Ответственный редактор доктор филологических наук В. //. ПУТ и л о в



КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ Фольклор и этнографии



Утверждено к печати Институтом этнографии им. И. 11. Миклухо-М иилп. ч АН СССР



Редактор издательства А. ТТ. Р <> мам о и а Художник' Д. С. Д а н и л о в. Технический редактор И. М. Т а т а р и нова Корректоры Н. И. Журавлева, М. А. Г о I) и л а о и Г. И. Яковлева



Сдано в набор 18/Х1 1969 г. Подписано к печати 15/У 1970 г. РИСО АН СССР № 131—117В. Формат бумаги 60 х 90‘/16- Бум* л. 8. Печ. л. 16=16 уел. иеч. л. Уч.-изд. л. 16.84. Изд. № 418Г). Тип. зак. № 578. М-31633* Тираж 2350. Бумага № 1. Цена 1 р. 16 п.



Ленинградское отделение издательства «Наука»



Ленинград, В-164. Менделеевская лип., д. 1



1-я тип. издательства «Наука». Ленинград, В-34, 9 линия, д. 12



ФОЛЬКЛОР И ЭТНОГРАФИЯ



Для современного этапа развития этнографии и фольклористики характерно стремление четче определить свой предмет, свои границы и взаимоотношения со смежными или родственными пауками. Так, например, сравнительно недавно обсуждалась проблема взаимоотношения этнографии и социологии.1 Неоднократно дебатировались различные аспекты взаимоотношения а гиографии и географии населения, этнографии ив археологии, этнографии и антропологии, этнографии и этнической картографии, этнографии и топонимики и т. д. С другой стороны, продолжается обсуждение роли и места фольклористики в ряду общественны паук', 2 памятна дискуссия, связанная с книгой Б. А. Рыбакова «Древняя Русь», которую можно было бы обозначить как «фольклор—история—археология». В 1968 г. Научный совег по фольклору АН СССР провел конференции на темы «Фольклористика и литературоведение» и «Фольклористика и музыковедение».



Таким образом, тема настоящего сборника перекликается с дискуссиями последних лет. Вместе с тем есть и специфические причины, которые выдвигают проблему «фольклор и этнография» в число первоочередных.



Проблема «фольклор и этнография» чрезвычайно обширна. Она может рассматриваться на разных теоретических и хронологических уровнях. Известно, что этнография интересуется определенными проблемами истории народов земного шара, начиная с первобытности и кончая современностью. Таков же и исторический возраст фольклора. Он возникал впервые в процессе форми-



Рования человеческой речи. Для многих народов земного шара (а если брать этот вопрос в количественном аспекте, то даже для большинства из них) фольклор — явление живое и актуальное или но крайнем! мере связаппое с самым недавним прошлым.



О широте и многогранности проблемы свидетельствует в известной мере и состав настоящего сборника, включающего статьи, трактующие фольклорно-этнографические проблемы, связанные с изучением разных районов земного шара (славяне и народы Сибири, народы Африки и о. Пасхи, народы Центральной Америки, Китая и Индии и т. д.) в различные исторические периоды. Поэтому в настоящей статье нам казалось целесообразным коснуться лишь некоторых вопросов, имеющих как общий, так и практический интерес.



Б. К. Гусев, подчеркивая специфику фольклора как искусства, с одной стороны, коллективного, а с другой стороны, синкретического по своему характеру, т. е. использующего в качестве своего материала не только слово, но и мимику, жест, мелодию, элементы хореографии и т. д., ратовал за фольклористику как самостоятельную науку, которая в своем движении должна избежать как Сциллы литературоведения, так и Харибды этнографии.



Мы не думаем подвергать сомнению право фольклористики на самостоятельность. Она имеет достаточно обширный и четкий предмет, однако это не меняет ее принципиального отношения к ближайшим «соседям» и «родственникам» — этнографии и филологии. Тем более мы не думаем подвергать сомнению специфику фольклора как явления искусства. Однако и это должно не поколебать, а утвердить нас в том мнении, что основная особенность фольклористики — быть и оставаться о д повременно знаукой и филологической, и этнографической, поскольку каждое фольклорное явление есть одновременно и неизбежно и факт народного быта, и факт словесного искусства. Иными словами говоря, каждое фольклорное явление есть бытовое и эстетическое явление.



Фольклор (особенно, если обратиться к прошлому) — не просто одно из многих явлений народного быта; фольклором был пронизан, буквально пропитан весь народный быт во всех его проявлениях. В фольклорные формы отливался народный опыт и народные знания, народные представления о прошлом родов, племен (позже — народов) и прошлом земли, на которой они обитали или обитают. Фольклор был, как справедливо писал И. Л. Пропп, «интегрирующей частью обрядов»,'1* причем обрядов самых различных — и производственных (охотничьих, рыбамьич, скотоводческих, земледельческих), и семейно-родовых (родильных, ини-цнациотшых, свадебных, похоронных). В древнейших синкретических формах фольклора исследователи справедливо видят зачатки того, что позже в системе развитых и дифференцированных культур становится наукой, литературой, религией. В более позднее время фольклор был важнейшей формой пародной идеологии и народных развлечений, важнейшим средством воспитания детей и важнейшей сферой художественной деятельности человечества, весьма существенной частью национальной культуры.3

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •