Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века Страница - 1

Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века Страница - 1

А. П. ЛЕБЕДЕВ



СЕРИЯ



ВИЗАНТИЙСКАЯ



БИБЛИОТЕКА



ИССЛЕДОВАНИЯ



ИСТОРИЧЕСКИЕ



ОЧЕРКИ



Состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века



От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.


Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века Страница - 1Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века Страница - 1

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ СОСТОЯНИЯ



А. П. ЛЕБЕДЕВ



Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века



От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.



Научная редакция, библиография и именной указатель М. А. Морозова



Издательство



«АЛЕТЕЙЯ»



Санкт-Петербург



Редколлегия серии «Византийская библиотека»:



Г. Г. Литаврин (председатель), О. Л. Абышко (со-председа-телъ), И. А. Савкин (со председатель), С. С. Аверинцев, М. В. Бибиков, С. П. Карпов, Г. Л. Курбатов, Г. Е. Лебедева, Я. Н. Любарский, И. П. Медведев, Д. Д. Оболенский,



Г. М. Прохоров, А. А. Чекалова, И. И. Шевченко



Эта книга проф. А. П. Лебедева является логическим продолжением его труда по истории Византийской церкви в 1Х-Х1 вв. Следуя тому же плану, что и в предыдущей книге, автор ставит целью осветить религиозную жизнь византийского общества на протяжении четырех веков. Это был очень сложный период в истории Византии. С одной стороны, происходит упадок ее политического значения и уровня государственной жизни, а с другой стороны — это период подъема византийской культуры и образования (так называемые «комниновское» и «палеологовское» возрождение). А. П. Лебедев рассматривает внутреннюю жизнь Византийской церкви во всех ее аспектах — отношения между Церковью и государством в теории и на практике, нравственное состояние общества в данный период, состояние византийского образования, материальное и нравственное положение клира. Яркие характеристики императоров и константинопольских патриархов значительно оживляют исследование.



Это труд, как и все произведения А. П. Лебедева, имеет под собой солидную научную основу в виде русских и зарубежных исследований, и основан на серьезном анализе разных источников. Он написан живым научным языком и будет интересен как специалистам по истории Византии и Византийской церкви, так и широкому кругу читателей.



Издание снабжено указателями и новейшей литературой по предмету исследования.



© Издательство «Алетейя» (г. СПб) — 1998


Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века Страница - 1

СОДЕРЖАНИЕ



Стр.



I. Взгляд на взаимные отношения церкви Греческой и Латинской. — Общие замечания. Крестовые походы и их значение в вопросе об отношении латинян к грекам (разграбление и опустошение крестоносцами Фессалоники и Константинополя). Враждебные отношения греков к крестоносцам и латинским жителям на Востоке. Главнейшие церковно-исторические факты, в которых выражалась взаимная неприязнь церквей Латинской и Греческой: презрительные отзывы пап и королей о Греческой церкви; чем отвечали на это греки (рассуждения Анны Комниной, Вальсамона о превысшем авторитете Константинопольского патриарха и проч.)? Твердость греков в своей вере. — Полемика между латинянами и греками: западный писатель Гугон и его обвинения против греков — по части догматики, таинств, разных сторон богослужения, нападки его на духовенство и монашество, выявление им недостатков в религиозном положении народа; обвинения, возводимые греками на латинян в богослужебном отношении, нападки их на поведение латинского духовенства, порицания ими обыденной жизни латинских христиан. — Факты и воззрения, свидетельствующие, что союз Восточной и Западной церкви в XI—XV вв. еще не совсем был порван 9-40



II. Религиозно-нравственный характер Византийской империи. — Почему трудно описывать эту сторону исторической жизни? Общая характеристика византийских императоров рассматриваемого периода. Черты религиозно-нравственной жизни императоров: Алексея Комнина и царственного его дома, Иоанна, Мануила и Андроника Комниных, императоров из фамилии Ангелов, Иоанна Ваганы и некоторых императоров из дома Палеологов. —



Черты нравственной жизни византийского общества или всего народа вообще: недостаток сохранения собственного Достоинства; нарушения заповеди о целомудрии, неравномерно-строгое отношение в этом случае законов к преступности мужа и жены, — пьянство, — «скоромное зло»; хищничество и казнокрадство; верноподданничество, «окоченевшее на маске», и наклонность к анархии. — Черты



Религиозной жизни народа вообще: непорядки в отправлении богослужения; суеверия; страсть к гаданиям — гадания на предметах священных, на зернах и проч., слепая вера в предсказания, непросвещенный взгляд на кометы, талисманы. — Светлые стороны в религиозно-нравственной жизни народа: преданность Православию, хранение церковных уставов и проч. Преобладание темных сторон над светлыми...............................................................



III. Отношение государственной власти к Церкви. — На чем византийские императоры основывали свое вмешательство в дела Церкви? Мысли светских и высших духовных лиц, клонящиеся в пользу подобного вмешательства. В чем вообще выражалось такое вмешательство? Мысли преимущественно высших иерархов против вмешательства императоров в дела Церкви. — Описания отношений к Церкви императоров: Алексея Комнина (борьба его с павликианами и богомилами. Его новеллы), Мануила Комнина (различные отзывы об отношениях Мануила к Церкви; богословские споры при нем: 1) об Евхаристии, как жертве, 2) по поводу изречения «Отец более Меня есть». 3) о боге Магометовом; новеллы Мануила касательно Церкви, духовенства и монашества, его же новелла о больших и малых праздниках; отношения к Церкви Андроника Комнина, Исаака Ангела, Алексея III (спор при нем о «нетленности и тленности» Евхаристии), Михаила Палеолога, Андроника Старшего и проч...............................

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •