Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Суворов и его «Наука побеждать» Страница - 4

Второй предпосылкой для правильного "глазомера" является умение смотреть на дело в его целом. Суворов и ставит это умение, как одно из необходимых свойств полководца. "Непрестанное упражнение, как все обнять одним взглядом, сделает тебя великим полководцем", пишет он своему крестнику, сыну генерала Карачая.

Полвека спустя, величайший из теоретиков войны, являющийся родоначальником современной военной науки, Клаузевиц, развивает ту же суворовскую мысль. “Нет ничего важнее в жизни, — пишет он**, — как правильно поставить отправную точку, с которой должны быть обнимаемы и обсуждаемы вещи (аибГаББеп ипс! ЬеигШеПеп), и затем строго держаться ее, потому что в одной точке мы можем обнять, в их единстве, всю массу явлений, и только единство точки зрения может избавить нас от противоречия”.

Более же чем век спустя после Суворова, великий полководец XIX века,

Фельдмаршал Мольтке, указывает, что самое главное в деле руководства

Операцией это сохранение единства точки зрения...

* *

5 “Теория войны”, перевод Войде. Том 2-ой, стр. 338.

*

Выдвигая на первое место "глазомер", Суворов выдвигает значение "расчета", а не "риска". Неправда ли, странно это слышать из уст полководца, свойством которого, поражавшим всех его современников, было "дерзание". Ведь, именно на этом впечатлении базировалось мнение иностранцев о Суворове, как о варваре, одаренном лишь военным инстинктом!

Нельзя отрицать необходимости для вождения войск способности дерзать. Чем войсковая часть меньше, тем больше "дерзания" требуется от ее начальника. Поэтому войска должны воспитываться в самом ярко выраженном наступательном духе. Они должны быть готовы атаковать врага, не считаясь с его силами. Суворов так и воспитывал свои войска: "А что дерзновенны, — пишет Суворов про свои войска, — я один тому виной, я их приучил к смелой нападательной тактике".

Но, по мере того, как мы подымаемся вверх по ступеням военной иерархии, расчет, т. е. "глазомер", все больше и больше оттесняет риск, т. е. "дерзание", на второй план. Старшие начальники должны водить войска в бой, а не на убой. Создатель российской регулярной армии — Петр Великий — проводил эту мысль настаивая на "победах малой кровью". Такова же была точка зрения и Суворова. Напомним приведенные в предыдущем очерке слова его "Науки побеждать": "Последнюю кампанию неприятель потерял счетных семьдесят пять тысяч, только что не сто, а мы и одной тысячи не потеряли. Вот, братцы, воинское обучение, Господа офицеры, какой восторг!".

При изучении боевых действий Суворова нужно различать его деятельность, как начальника небольшого отряда и начальника дивизии от его деятельности в роли командующего армией или главнокомандующего. В его боевой карьере "дерзание" начальника небольшого войскового соединения тесно переплетается с "расчетом" в роли начальника высшего войскового соединения. А это, при поверхностном изучении суворовских боевых действий, приводит к тому, что может показаться, что Суворов сам себе противоречит, выдвигая первым принципом военного искусства “глазомер" а не дерзание.

На это противопоставление “дерзания" — “расчету" нам следует обратить особое внимание. Очень часто в нашей военной литературе и в суждениях, слышанных автором в высших штабах во время Великой войны, приходилось встречать поверхностное понимание "дерзания". Такое понимание дерзания служило для прикрытия действий на авось вследствие неумения произвести правильный расчет.

Между тем, именно глубокое изучение Суворова — этого дерзновеннейшего полководца, — заставляет прийти к заключению, что многое, приписываемое ему непонимающей посредственностью лишь как дерзание, на самом деле являлось его "глазомером", т. е. расчетом.

Для дальнейшего пояснения этой мысли приведем пример:

Во время оно вавилоняне пытались строить высокую башню, но, согласно Библии, это являлось такой дерзостью, которая была наказана смешением языков. Вернее думать, что башня просто обвалилась. В 1896-м году Эйфель построил в Париже башню, которая, конечно, выше, чем проектированная Вавилонская башня. Она не обвалилась, и когда вы ходите на нее смотреть, то восхищаетесь, конечно, не дерзанием, а расчетом. Дерзание же тут есть только в том, что Эйфель решился осуществить свой проект.

То же самое можно сказать о Суворове — его дерзание заключалось в том, что, сделав армию способной к наибольшему моральному напряжению, он смел и задачи ставить такие, которые были по плечу только его армии. Отсюда мы видим, что под суворовским словом "глазомер" нужно также понимать умение ставить себе задачи в соответствии с имеющимися в нашем распоряжении средствами. В современную эпоху до чрезвычайности осложнившегося военного дела, это сообразование преследуемой задачи с имеющимися средствами имеет еще большее значение, чем в прежние времена. Вот почему указание "Науки побеждать", что первым "воинским искусством" является "глазомер", остается верным и ныне, особенно для тех высших начальников, которые не призваны проливать свою кровь, но на которых лежит тяжелый долг проливать кровь подчиненных им войск.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •