Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

ДВА КОНВОЯ: РО-17 и РО-18 Страница - 1

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА!


ДВА КОНВОЯ: РО-17 и РО-18 Страница - 1

БИБЛИОТЕКА


ДВА КОНВОЯ: РО-17 и РО-18 Страница - 1

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА



Серия основана в 1998 году




Перевод с английского А. Г. Больных Серийное оформление А. А. Кудрявцева



Подписано в печать с готовых диапозитивов 05.11.03. Формат 84X108732. Бумага типографская. Печать высокая с ФПФ. Уел. печ. л. 42.



Тираж 5000 экз. Заказ 2754.



Два конвоя: PQ-17 и PQ-18: Сб. / Пер. с англ. А. Г. Больных. — Д22 М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. — 797, [3] с.: ил., 16 л. ил. — (Военно-историческая библиотека).



Содержа PQ-17—конвой вад/FL Лунд. Конвою рассеяться! / Дж. Брум. Победа в Арктике / П. Смит.



ISBN 5-17-021659-9.



В этой книге рассказывается о трагических событиях, происходивших у северного побережья Европы при проводке двух полярных конвоев — PQ-17 и PQ-18. Летом 1942 г. напряженность борьбы в водах Арктики достигла апогея. Десятки транспортов союзников были уничтожены, множество самолетов и подводных лодок немцев — потоплены.



Свидетельства очевидцев, мнения историков, архивные документы позволяют приподнять завесу над подробностями кровопролитных боев, ранее неизвестными российскому читателю. Книга будет интересна как специалистам, так и всем любителям военной истории.



УДК 355/359" 1942” ББК 63.3(0)62



© Перевод. А. Г. Больных, 2004 © ООО «Издательство АСТ», 2004



ISBN 5-17-021659-9



ГРАНИЦА АДА ПРОХОДИТ ПО РЕКЕ КОЦИТ



Предисловие переводчика



В древности считалось, что страну мертвых окружает множество рек: Ахерон, Лета, Стикс, Флегетон, Коцит. Переправа через любую из них была смертельно опасна. Хотя, что означает слово «смертельно», если направляешься в Аид? Но сейчас мы не будем говорить ни о Лете, реке забвения, ни об огненном Флегетоне. Мало кто помнит, что одна из границ Аида проходила по мертвенноледяному Коциту. И когда один из участников полярных конвоев писал, что они шли прямо в ад, то, скорее всего, злосчастный конвой пытался пересечь именно Коцит. Ну что ж, последуем за ним. Добро пожаловать в ледяной ад!



Итак, речь пойдет о двух самых знаменитых полярных конвоях — РО-17 и РО-18. Много десятилетий вокруг них кипят горячие споры, выдвигаются самые страшные обвинения, используются самые абсурдные аргументы. Ни с одним из конвоев не связано такое количество лжи, как с РО-17. Но эта ложь довольно односторонняя — лгут только английские и российские историки. Немцы охотно признают, что заявления летчиков и подводников относительно потерь конвоя были преувеличенными, однако они не выходили за пределы обычных ошибок и вольностей военного времени, а самое главное — немецкие историки не упорствуют в своих заблуждениях. Зато англичане и русские с упорством, достойным лучшего применения, крутят затертые пластинки полувековой давности. Пример? Да пожалуйста! На «научной» конференции «Война в Арктике», проведенной в Архангельске в августе-сентябре 2000 года, во многих докладах снова повторяются бредни о том, что Р(}-17 служил приманкой для «Тирпица», что адмирал Паунд сознательно отправил конвой на гибель, чтобы вообще поставить крест на русских конвоях, что Н. А. Лунин в очередной раз повредил «Тирпиц» и потопил германский эсминец...



Впрочем, удивляться этому не приходится. Состояние современной российской исторической науки таково, что можно встретить и более потрясающие вещи. Вы наверняка читали книги Резуна-Суворова, в которых «прославляются» творения разномастных гареевых, анфиловых и прочих так называемых «историков», которые описывают Великую Отечественную войну с точностью плюс-минус 5 армий. Добро бы потеряли взвод, или полк на худой конец, так ведь нет. Зачем мелочиться? Пять армий — вынь и отдай. Когда самопальный автор пишет нам про «рикошетные пластины (наклонные крышки) башен» — полбеды, что с него возьмешь? Но когда доктор наук (!) в своей диссертации (!!!) повествует об «эс-миничной группе», я теряю дар речи. Зато он совершенно точно следует установкам партии и правительства относительно правильного понимания истории, и потому защита проходит «на ура».



Знаете, еще немного — и нас порадуют хрустальным куполом небес и плоской землей на четырех слонах, расставленных согласно эпохальным решениям очередного исторического пленума нынешней «руководящей и направляющей силы нашего общества».



Впрочем, англичане действуют ничуть не лучше. В большинстве книг упрямо проталкивается мысль, что разгром Р(5-17 как бы и не совсем разгром, треть конвоя все равно уцелела. И британское командование не то чтобы ошибалось, просто совершенно правильные приказы были отданы в немножко неправильное время. А ведь, между прочим, разгром РО-17 — это такое событие, которому трудно найти аналог в многовековой и бурной истории Королевского Флота. Да, в ходе этой операции не погиб ни один военный корабль, однако сама операция закончилась полным провалом. На память в обозримом прошлом приходит лишь один аналогичный пример — Дарданелльская операция 1915 года. Ну, еще с треском провалившийся штурм Петропавловска в 1854 году, причем там англичане тоже не потеряли ни одного корабля. Что же привело к столь плачевному исходу неплохо начавшуюся конвойную операцию? Ведь до расформирования конвоя командиры эскортных кораблей и шкиперы торговых судов были совершенно уверены, что доберутся до цели. 4 июля немцы провели несколько воздушных атак, и все они были отбиты, даже самая мощная, в которой участвовали 25 Не-111 из состава 1/КС.26. Ведь союзники были уверены, что сбили не 2 самолета, как было на самом деле, а много больше. Только американский эсминец «Уэйнрайт» претендовал на 7 побед! Они обрели знаменитую психологию победителей, но все рухнуло в одночасье.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •