Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Историческое прошлое и пути его познания - Страница 1

Г. А. Антипов

Прошлое


И

Пути его

.. .

АКАДЕМИЯ НАУК СССР СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ФИЛОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

Г. А. АНТИПОВ

ИСТОРИЧЕСКОЕ

ПРОШЛОЕ

И

ПУТИ ЕГО ПОЗНАНИЯ

Ответственные редакторы

Д-р ист. наук Р. С. Васильевский,

Канд. филос. наук Л. С, Сычева

НОВОСИБИРСК

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 19 8 7


Антипов Г. А. Историческое прошлое и пути его познания.— Новосибирск: Наука, 1987.

В монографии анализируется природа исторического здания, рассматриваются социокультурный контекст исторического познания, механизмы его генезиса, функционирования и развития. Обосновывается правомерность выделения исторического сознания в качестве особой формы общественного сознания, выявляются специфически гуманитарные аспекты исторической науки. Основные компоненты исторического исследования: исторический источник, исторический факт, историческая теория — интерпретируются с точки зрения их места и взаимосвязи в процессах решения учспым-историком своих познавательных задач. Показаны теоротико-позпаватсльные особенности вспомогательных исторических дисциплин и возможности их дальнейшего развития.

Книга адресована философам, историкам, всем, кто интересуется проблемами методологии исторического познания.

Рецензенты С. С. Митрофанова, Е. В. Семенов

А^Щр?1-87—1?  ©Издательство  «Наука»,  1987  г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одна из характерных особенностей современной социальной ситуации — нарастание темпов общественного развития. Этот процесс затрагивает буквально все стороны жизни: производство, быт, досуг и т. д. Концепция ускорения социально-экономического развития общества становится стержневым элементом актуальных политических программ.

Но всякие изменения, тем более всеохватывающие, не могут не приводить к коллизиям в отношении к историческому прошлому. Любая инновация вытесняет в сферу прошлого какой-то фрагмент настоящего. Прошлое, точнее, его воздействие на настоящее превращается в один из чрезвычайно напряженных моментов общественной жизни, что затрагивает системы социальных ценностей, а значит и культуру в целом. Не случайно прошлое, историческая память во всех ее формах становятся сейчас предметом обостренного внимания общества. Конфликты, которые возникают по поводу сохранения памятников истории, сопоставимы с общественной реакцией на известные экологические проблемы.

Отнюдь не последнее место образы исторического прошлого занимают в идеологической борьбе. Острые столкновения разворачиваются даже вокруг событий многовековой давности.

Таким образом, речь идет о широком спектре социокультурных и мировоззренческих проблем, требующих адекватной теоретической интерпретации. Нельзя, конечно, утверждать, что дапные феномены не попадали до сих пор в поле зрения методологической мысли. Однако все разработки этой темы затрагивают лишь отдельные аспекты названных проблем. Отсутствует интегральное описание социокультурного механизма функционирования и развития исторического знания. Отдельные замечания о необходимости вы-делепйя исторического сознания в качестве еще одной формы общественного сознания не меняют положения дел.

Нельзя не видеть также тесной взаимосвязи между уровнем развития исторического сознания и динамикой социального действия. Известно, например, что силы консерватизма и реакции активно формируют комплексы аисторических представлений и, напротив, мировоззрением тех, кого не устраивает status quo, кто стремится к социальным изменениям, становится историзм. Эта взаимосвязь впервые отчетливо стала прорисовываться в культуре Нового времени. Тогда же концепции развития — наряду с проблемой человека — оказываются в фокусе философской рефлексии (Кант, Гердер, Гегель и др.). Можно, однако, сказать, что и в современной культуре и ее самосознании — философии — названные проблемы продолжают сохранять свое центральное положение. Более того, перед лицом известных обстоятельств поиски ответа на вопрос о месте человека в меняющемся мире приобрели такой жизненный смысл, какого они не имели никогда прежде.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •