Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Южных и Западных Славян2 Страница - 7

Вместе с тем коалиционное правительство А. Стамболийского предприняло ряд мер, призванных ослабить социальное напряжение в стране. В частности, оно провело в январе 1920 г. через парламент закон «Об облегчении жилищного кризиса». Им предполагалось создание жилищных комиссий, наделенных правом выселения «антисоциальных» элементов, «уплотнения», регулирования вопросов арендной платы и т. д.

С начала 1920 г. в действиях БЗНС явственно проступало стремление избавиться от коалиционных партнеров и образовать однопартийный кабинет. Проверкой расстановки политических сил стали состоявшиеся в январе 1920 г. выборы в местные органы управления (окружные советы). Несмотря на все осложнения, связанные с продолжавшейся забастовкой транспортников, Союз получил почти в два раза больше голосов избирателей, чем следовавшая за ним БКП (т. с.).

Итоги выборов в окружные советы подтолкнули А. Стамбо-лийского поставить вопрос о роспуске Народного собрания. Он обосновал необходимость подобного шага потребностью в сильном правительстве, способном справиться с последствиями поражения Болгарии в первой мировой войне, обеспечить выполнение условий Нейиского мирного договора и вывести страну из кризиса, осуществив «глубокие социальные преобразования». В конце февраля Народное собрание было распущено. В преддверии новых парламентских выборов БЗНС обнародовал некоторые положения законопроекта о трудовой собственности на землю, основывавшиеся на принципе: «Земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает».

Результаты проведенных 28 марта 1920 г. выборов в Народное собрание оказались для БЗНС обескураживающими. Из 229 мест в парламенте Союз получил 110, а 119 — другие партии (50 — БКП (т. с.), 24 — Демократическая, 14 — Народная партия и т. д.). При подобном распределении сил БЗНС не имел права составить однопартийный кабинет министров. Выход он нашел в проверке результатов выборов. Объявив несколько депутатских мандатов недействительными, Союз добился необходимого парламентского большинства, с одной стороны, и сокращения численности двух влиятельных парламентских фракций — БКП (т. с.) и Демократической партии — с другой. Таким образом в борьбе за «трудовую демократию» БЗНС использовал абсолютно недемократические методы. С данной точки зрения проводившаяся его оппонентами параллель между «земледельцами» и российскими большевиками («оранжевый большевизм») была вполне оправданна. Союз принадлежал к партиям радикальною действия и это особо наглядно проявилось во время его самостоятельного правления.

Однопартийный кабинет А. Стамболийского был сформирован 21 мая 1920 г. Он незамедлительно приступил к реализации программы БЗНС по всемерному и кардинальному реформированию болгарского общества.

Только за первый год нахождения правительства у власти через Народное собрание было проведено свыше 100 законопроектов. Подобная продуктивность работы парламента стала возможной благодаря тому, что нормотворческий механизм фактически регулировался БЗНС. Монарх был лишен предоставлявшейся ему конституцией части законодательных полномочий. Более он не мог налагать вето на принимавшиеся законы, распускать Народное собрание, назначать парламентские выборы. Исполнительно-распорядительные функции царя также были ограничены. Его прерогативы по сути монополизировало руководство БЗНС. Кроме того, Союз сумел обеспечить себе ведущие позиции как в бюро, руководивших сессиями Народного собрания, так и во всех 15 парламентских комиссиях. При этом проявление депутатами фракции БЗНС самостоятельности не допускалось. Они обязаны были соблюдать жесткую дисциплину и действовать в соответствии с установленными для них правилами. Таким образом удалось превратить парламент в запрограммированную машину для голосования.

Разработанные БЗНС законы фактически не затрагивали систему государственного управления, от идеи децентрализации которой правительство А. Стамболийского отказалось. Не считая при этом возможным в осуществлении программы реформирования опереться исключительно на институты исполнительной власти, где прежнее чиновничество сохраняло свои позиции, руководство БЗНС «подключило» к ним свои местные партийные организации («дружбы»). На них были возложены задачи популяризации законодательных инициатив Союза, участия в проведении мероприятий центральной власти, а также подбора административных кадров на местах. Однако в данном случае руководству БЗНС пришлось столкнуться со слабостью самих партийных организаций. Предпринятые им в 1921 г. меры по упорядочению состава и деятельности «дружб» ситуацию существенно не изменили.

Неэффективностью механизма исполнительной власти были обусловлены основные трудности практической реализации намеченных правительством А. Стамболийского преобразований. Положение осложнялось вмешательством в деятельность кабинета созданных в соответствии с Нейиским договором межсоюзнических комиссий. Под их давлением многие законы отменялись или видоизменялись. Так, правительство вынуждено было отказаться в конечном счете от закона о Консорциуме, внести существенные поправки в закон о всеобщей трудовой повинности, пересмотреть утвержденный бюджет на 1921/1922 г. и т. д.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •