Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Культура средневековой Европы Страница - 1

Избранные труды

Арон


Культура

Средневековой

Европы

Серия «Письмена времени» основана в 2004 г.

Время-движущееся подобие

Вечности


Платон


АрОН

Гуревич

Избранные труды

Культура

Средневековой

Европы


ИздательствоСанкт-Петербургского университета

2007


ББК 63.3(0)4 Г95

Серия основана в 2004 г.


Главный редактор и автор проекта «Письмена времени»

С. Я. Левит

Составители серии: С. Я. Левит, И. А. Осиновская

Редакционная коллегия серии:

Л. В. Скворцов (председатель), [СХ). Аверинцев I, В. В. Бычков, Г. Э. Великовская, И. Л. Галинская, АЛ. Гуревич, Л. Т. Мильская, Ю. С. Пивоваров, Г. С. Померанц, Р. В. Светлов, А. К. Сорокин,

П. В. Соснов

Ответственный редактор: М. Я. Малхазова Художник: П. П. Ефремов

Гуревич А. Я.

Г95 Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — 544 с. (Серия «Письмена времени») 1БВК 978-5-288-03808-2  *

В издание вошли книги: «Проблемы средневековой народной культуры» и «Культура и общество средневековой Европы глазами современников». В фокусе исследования первой книги — мировиденье и особенности религиозности неграмотных простолюдинов, «людей без архивов». Попытки реконструкции их культуры сопряжены с той трудностью, что указания на нее историк способен извлечь преимущественно или исключительно косвенным путем — посредством анализа текстов, которые вышли из-под пера образованных. В книге рассматриваются культ святых в его простонародном понимании, образ потустороннего мира, как он виделся средневековым визионерам, и две противоречивших одна другой версии Страшного суда, популярное богословие. Полемизируя с тезисом М. М. Бахтина о карнаваль-но-смеховой природе средневековой народной культуры, автор подчеркивает теснейшую связь в ней смеха и страха. Книга «Культура и общество средневековой Европы глазами современников» основана на изучении нравоучительных «примеров» (ехешр1а) XIII в., которые включались в тексты проповедей монахов нищенствующих орденов. В текстах этих произведений удается, в частности, выявить своеобразный парадокс переплетения вечности и времени, пространства потустороннего мира с пространством земным. Постановка проблемы народной культуры открывает путь к познанию тех пластов средневекового миросозерцания, которые вплоть до недавнего времени оставались вне поля зрения историков.

© С. Я. Левит, И. А. Осиновская, составление серии, 2007 © А. Я. Гуревич, 2007 © Издательство Санкт-Петербургского 1БВК 978-5-288-03808-2  государственного  университета,  2007

Предисловие

В предисловии к французскому переводу книги «Проблемы средневековой народной культуры» я отмечал, что одно и то же историческое исследование, опубликованное на другом языке, тем самым включается в новый историографический контекст, неизбежно в той или иной мере меняет свой смысл или приобретает новые смыслы. Более того, я полагаю, что книга, переиздаваемая спустя несколько лет или десятилетий на языке, на котором она была написана, также не избегает подобной участи. Исподволь изменяются система понятий и самая перспектива, в которой мы видим прошлое; идеи и гипотезы, сделавшись всеобщим достоянием, воспринимаются не так, как они звучали, будучи впервые высказаны. Объединенные в настоящем томе труды вышли в свет в культурной и идеологической обстановке, существенно отличавшейся от современной ситуации. Изменилась научная и интеллектуальная среда, возникли новые мировоззренческие ориентиры, и взгляд на проблемы, обсуждаемые в публикуемых монографиях, в свою очередь не мог не измениться. Ныне я адресуюсь к существенно обновленной читательской аудитории, в сознании которой сменились многие критерии и сместились интересы. Да и сам автор видит свои былые штудии по-новому. Поэтому мне хотелось бы предпослать второму изданию этих книг некоторое предисловие.

* * *

Традиционная медиевистика, руководствовавшаяся преимущественно принципами позитивизма, сосредоточивала свое внимание на событийной истории, на деяниях великих людей, будь то монархи, завоеватели и церковные иерархи, либо великие поэты, теологи, философы и писатели. Представители этой школы историографии опирались на тексты исторических памятников, к которым, если их подлинность не внушала сомнений, они относились с доверием, полагая, что их изучение ведет историка к восстановлению прошлого, «как оно было на самом деле». То, о чем прямо и непосредственно эти источники не упоминали, оставалось вне поля зрения. В результате, мысли и высказывания выдающихся деятелей средневековья воспринимались в качестве единственного выражения умонастроений и верований людей той эпохи. Идеи элиты, которая на протяжении почти всего средневековья монополизировала письменность, присущие ей формы религиозности и система ценностей рассматривались как адекватное выражение средневекового миропонимания в целом. Склонность к установлению интеллектуальных контактов с себе подобными, с людьми образованными и учеными, и поныне остается чертой, весьма характерной для очень многих историков; своего рода культурным снобизмом отмечены их исследования.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •