Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков - Страница 213

(3) Оккупация Германией Летувы и половины Беларуси в 1915 году вызвала к жизни Беларуский национальный комитет в Вильне, позволила создать сеть школ с бсларуским я зыком обучения, а также новые национальные партии. Венец этой деятельности — провозглашение БНР на территории, находившейся под контролем германских войск.

(4) Гражданская война в бывшей империи заставила большевиков искать союзников на колониальных окраинах. Отсюда — двойное провозглашение БССР (в 1919 и 1920 гг), политика «корениза-

Ции» и «беларусизации» в 1924—30 гг.

(5) В сентябре 1939 года СССР силой присоединил к себе Западную Беларусь и Западную Украину. Как следствие — произошло воссоединение территории и коренного населения Беларуси.

(6) В 1941 году германские оккупационные власти создали Генеральный округ «Вайсрутения», где в течение трех лет происходила беларусизации школьного образования и сферы культуры.

(7) В 1956 году осуждение так называемого «культа личности Сталина» на XX съезде КПСС и последовавшие за этим меры по ослаблению сталинской «давиловки» («Хрущевская оттепель») вызвали определенный всплеск национальных настроений и ожиданий в БССР. «Наследники» той эпохи — Владимир Короткевич и Николай Ермолович со своим творчеством.

(8) Распад СССР в 1991 году и превращение бывших союзных республик в независимые государства позволил осуществить столетнюю мечту «тутэйшых» интеллектуалов о своем суверенном государстве. Реальной борьбы за него после 1920 года не было.

Вопрос: чего добились за 110 лет беларусы исключительно собственными усилиями? Ответ: ничего! Все временные достижения беларуского национального движения были обусловлены внешними

Факторами.

Второе обстоятельство

Все проекты беларуских националистов потерпели поражение.

Провалился национал-демократический проект БНР

Провалился национал-коммунистический проект БССР.

Провалился национал-социалистический проект Генерального округа.

Провалился национал-демократический проект РБ.

Но вместо серьезного анализа пройденного пути нынешние «сьвядомые» потчуют самих себя и всех остальных сказками.

Одна из причин провала национальных проектов — ставка на создание государства, однородного в этническом и социальном аспектах. То и другое изначально было утопией!

Но ведь проповедовали «бацью БНР» со всей серьезностью, будто бы беларуский народ — снизу доверху трудовой крестьянский; будто бы никакой эксплуатации друг друга среди беларусов нет и никогда не было; будто бы все «паны» (землевладельцы), фабриканты, финансисты, торговцы, чиновники, агрономы, врачи, инженеры, офицеры, полицейские — инородцы.

Непонятно только, как они собирались строить государство без этих категорий граждан?

Другая причина — неспособность интеллектуально ограниченных, нерасторопных и трусливых выходцев из деревень к полноценной политической деятельности.

Вспомним в качестве примера политиков-самоучек, находившихся во власти в начале 90-х годов — Шушкевича, Шареикого и компанию. Вполне возможно, что на житейском уровне они — хо-

Рошие люди. Но «хороший человек* — не профессия. Общество не интересует то, каковы они в отношениях со своими друзьями и родственниками. Важно другое — на политической арене они показали себя безответственными болтунами и трусами, страдающими к тому же, комплексом неполноценности. В отличие от покойного толстяка Егора Гайдара в России, они в принципе не были способны драться за власть, которая — замечу — уже была в их руках. Не просто выпустили ее, но отдали без малейших попыток борьбы (жалобные заявления в СМИ — это плач, а не борьба). Как пишут в рекламных объявлениях, «почувствуйте разницу»!

Третье обстоятельство

Название ему — острая нехватка национально сознательной интеллигенции.

Великий русский ученый-физиолог Иван Павловеше в 1918 году в своей нобелевской лекции «О русском уме» утверждал, что задача интеллигенции состоит в том, чтобы просвещать и воспитывать народ, а не революционизировать его.

В 3-м томе «Энцыклапедьп беларускай псторьп», изданном в Минске в 1996 году в статье «Интеллигенция» (с. 498) четко сказано:

«1) Интеллигенция — это социально-профессиональная группа населения, которая характеризуется определенным уровнем образования и принадлежностью к людям преимущественно умственного труда.

2) В узком смысле слова интеллигенция, это общность людей, цель существования которой заключается в том, чтобы нести достижения культуры, науки, искусства, политической сознательности в народ».

Интеллигенция — это и есть «голова нации», ее мозг. Наши враги всегда прекрасно это понимали. Поэтому нашу интеллигенцию неоднократно вырубали почти под корень. Напомню главные «лесоповалы».

До революции:

1) реакция властей после восстания 1831 г.;

2) реакция властей после восстания 1863 г.

Результат — уничтожение или вытеснение из страны «здешней» полонизированной шляхты (поголовно — католической или униатской) — т. е. носителей той самой литвинской идеи, о которой сет-дня с тоской вспоминают некоторые граждане Беларуси.

После революции:

1) Большевистский террор в 1918—21 гг.

2) Борьба с «вредителями» в 1920-е годы (драматург Ф. Олехно-

529-

ВИЧ писал в книге «В коггях ГПУ», что уже в 1927 году в минской тюрьме ГПУ расстрелы производились неуклонно каждый понедельник и вторник!).


 
Разместил: admin

html-cсылка на страницу
BB-cсылка на страницу

Комментарии

 

 

Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

 

Www.istmira.ru