Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков - Страница 214

3) Уничтожение нацдемов в 1930—40-х гг. Результат — физическое уничтожение (или устранение из активной жизни) свыше 90 % национальных деятелей первой четверти XX века.

После воины:

1) Борьба с «националистическими проявлениями».

2) Борьба с диссидентами в 1957—87 гг. в рамках долговременной камлании по созданию «единого советского народа» (полностью денационализированного).

Обший результат — нивелировка научных и творческих кадров по уровню полуобразованных «выходцев из деревни», начисто лишенных «багажа» (по научному — тезауруса) обшей культуры. Поэтому мы имеем го, что имеем, и снова находимся у самого подножия горы.

И все же взгляд на ситуацию в нашем обществе дает основания для оптимизма. Мысль о том, что государство не может быть по-на-стояшему суверенным, если оно пользуется чужой идеологией и чужой историей, становится все более популярной. Официальная идеология независимой Беларуси в настоящее время постепенно становится на платформу государственного национализма. Это — правильный курс.

3. О необходимости знания истории

Долгое время подлинная история беларуского народа не изучалась и люди почти ничего не знали (а многие и сейчас не знают) о прошлом своей страны и своего народа.

Каждому из нас надо окинуть взглядом прошедшие столетия, чтобы понять: кто мы, откуда и куда идем? Всем надо усвоить важную истину — тот, кто контролирует прошлое, тот контролирует и будущее, а кто не знает своего наследия, тот будущего не имеет! К сожалению, наша молодежь сегодня отравлена мифами, созданными нашими извечными врагами:

— якобы беларусы никогда не имели собственного государства;

— якобы только после Октябрьской революции началась история Беларуси;

— якобы беларусы и русские единый народ (однако русские при этом старшие братья);

— якобы беларуские земли «исконно русские», поэтому надо как можно скорее «слить воедино» Беларусь с Россией;

— якобы беларусов завоевали литовцы (жамойты). а потом подчинили поляки;

— якобы царь Алексей Михайлович или А. В. Суворов наши освободители. а не палачи;

Якобы нашу древнюю символику придумали «предатели народа »;

— якобы современная Россия относится к Беларуси и ее народу абсолютно бескорыстно.

И так далее, и тому подобное.

Историческая судьба беларуского народа сложилась так. что он в громадной мере утратил память о своем прошлом. Но в процессе становления беларуской государственности и дальнейшего развития беларуской нации неизбежно обращение к нему, прежде всего к периоду ВКЛ.

Здесь беларусы имеют преимущество перед многими народами на «постсоветском пространстве». Обращение беларусов к ВКЛ — это возврат к такому прошлому, какое соответствует современным демократическим нормам и на которое удобнее опереться при строительстве демократического государства, чем на исторические образцы и примеры прошлого многих других народов.

Шляхетская демократия ВКЛ, при всех ее изъянах, позволила нашим предкам избежать бесправия и террора, научила учитывать взгляды меньшинства, позволила быть по-настоящему свободными людьми с развитым чувством собственной чести и достоинства.

Только после распада СССР и обретения независимости профессиональные историки (хотя и не все), а также «простые» граждане (тоже далеко не все) начали рассматривать историю своего народа с позиций национально-государственной концепции, то есть именно как свою, а не часть истории Польши или России. Не так, как гласит стишок придворного кремлевского лизоблюда Сергея

Михалкова:

Всем известно, что земля,

Начинается с Кремля...

Сегодня принято гордиться не захватническими войнами и ограблением других народов, а близостью общественных порядков прошлого к современным нормам и ценностям. С этим у нас все в

Порядке.

Проблема в ином. Те, кто возрождают свою культуру, докапываются до своих корней, до истинной истории, во все времена не нравились ни царским, ни советским властям, ни собственным

531 —

«янычарам». Поэтому надо стать неподатливыми ко всякой лжи и уловкам, как бы ни прятались они за ученые степени или высокие

Чины.

Слишком терпелив наш народ, сильный, но печальный. Имел героев — и забыл их... Любил свободу, а стал рабом...Создал богатую культуры, но отказался от нее. Если раньше было много беларусов, но не было своего государства, то сейчас есть суверенное государство, зато мало осталось беларусов.

Однако не все еще потеряно: есть шанс, может быть последний, осознать себя народом с великой историей и культурой, воссоздать то, что почти утеряно, чтобы показать, что жив наш народ! Я верю, что глубокие корни из прошлого и дальше будут питать живительными соками дерево нашего беларуского рода...

Литература для углубленного изучения истории Отечества

Общая литература к курсу

Весялкоусю Ю. Нарысы па псторьп Беларуа (985-1991). Беласток: Беларускае пстарычнае таварыства, 1996. — 362 с.

Вялни пстарычны атлас Беларусь Том I. /Гал. рэд. атласа В. Л. Насев1ч/ Мшск: «Белкартаграф1я», 2009. — 248 с.


 
Разместил: admin

html-cсылка на страницу
BB-cсылка на страницу

Комментарии

 

 

Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

 

Www.istmira.ru