Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Эллинистический период - Страница 4

Жившие к западу от Египта ливийские племена были напуганы стремительной победой Камбиса над египтянами. Ливийцы добровольно признали господство персидского царя и прислали ему дары. Укрепив таким образом свою власть в долине Нила и в смежных с ней областях, Камбис сделал попытку продвинуться дальше на запад, во владения Карфагена, и на юг, в Эфиопское царство.

Вынужденный отказаться от нападения на Карфаген с моря, поскольку, по свидетельству греческого историка Геродота, финикийцы не захотели «идти войной на родных детей», Камбис задумал осуществить поход по суше. Для этой цели он подготовил военную экспедицию в северо-западную часть ливийской пустыни — к оазису Амона, открывавшему пути на Киренаику и на Карфаген.

Этот поход Камбиса завершился полной катастрофой. Персидское войско погибло в пути в результате песчаной бури. Неудачно закончился и поход на Эфиопское царство. Неся большие потери как от жары и жажды, так и вследствие сопротивления эфиопов, армия Камбиса была вынуждена отступить.

В результате поражения в эфиопской войне в Египте появились слухи о гибели персидского царя. Эти слухи привели к смутам и восстаниям, в которых был замешан и Псамметих III, находившийся в Мемфисе в почетном плену.

Вернувшись из похода, Камбис сурово расправился с теми, кто противился его власти. В надписи Уджагорресента сообщается о «величайшей ярости царя..., подобной которой никогда не было». Камбис предал казни Псамметиха и велел стереть на саркофагах имена и титулы членов семьи фараона. Он приказал также разрушить те храмы, жречество которых участвовало в восстании.

Но не только волнениями среди египетского населения объяснялась неописуемая ярость Камбиса. В связи со слухами его гибели в персидском войске, оставленном Камбисом в долине Нила под началом его младшего брата Бардии, на последнего стали смотреть как на царя.

Поэтому после возвращения Камбиса из Эфиопского царства Бардия был отослан в Персию и там тайно умерщвлен. Боясь заговора в войске, верхушка которого была недовольна деспотизмом царя, Камбис предал смертной казни и несколько других знатнейших персов.

Вскоре после смерти Бардии Камбис получил тревожные известия из Ирана, где появился самозванец, называвший себя Бардией. Самозванцем был некий маг Гаумата. В Бехистунской надписи, повествующей об этих событиях, сообщается, что, когда в 522 году Гаумата объявил себя Бардией, «весь народ взбунтовался и перешел от Камбиса к нему, и Мидия, и другие страны. Гаумата захватил царство».

Однако движение, возглавленное Гауматой, началось несколько раньше, и не в Персиде, а в Мидии. Согласно Геродоту, узурпация царской власти магом-самозванцем рассматривалась как переход власти в государстве от персов снова к мидянам. Смерть Камбиса, который при загадочных обстоятельствах умер в июле 522 года на пути из Египта в Иран, укрепила власть Гауматы.

Из-за скудости источников невозможно выяснить истинную причину успехов самозванца. Маг-узурпатор был представителем мидийского жречества. Гаумата приказал разрушить святилища — центры родовой культуры — и отнял у кары «по общинам» пастбища, имущество и «домашних людей» (как полагают исследователи, рабов).

В интересах мидийской знати Гаумата пытался разрушить еще сохранившуюся общинную организацию Персиды с целью нанесения ущерба персидским воинам-общинникам. Однако значение переворота Гауматы не ограничивалось только этим. В сложной по своему составу державе переплетались разнообразные и противоречивые интересы. Геродот сообщает, что «маг разослал по всем народам своего царства распоряжение о свободе от военной службы и от податей на три года» и что, когда он погиб, «все в Азии жалели о нем, за исключением самих персов».

Народы завоеванных Киром и Камбисом стран и отдельные группировки правящей верхушки были ожесточены тяжкими поборами и различными повинностями в пользу Персидской державы и поддерживали Гаумату. В то же время именно политика Гауматы, мало отличавшаяся от политики Ахеменидов, привела к восстанию народных масс в Маргиане.

Наибольшее недовольство реформы Лжебардии

Вызвали у войска Западного Ирана и у персидской знати, которая примыкала к царскому роду Ахеме-нидов. Враждебные самозванцу на западе Ирана силы возглавил 27-летний военачальник Дарий, сын Гистас-па (по-персидски — Дараявауш, сын Виштаспы), представитель младшей ветви царского рода Ахемени-дов. С помощью шести других представителей персидской племенной знати Дарий организовал в Мидии убийство мага Гауматы в том же 522 году до н. э.

По вступлении на престол Дарий восстановил родовые святилища персов, разрушенные самозванцем, вернул отнятые у кары пастбища и скот. Он вернул привилегированное положение войску, в котором служили все свободные люди Западного Ирана, и лишил завоеванных Киром и Камбисом тех льгот, которые были им дарованы самозванцем.

На Бехистунской скале Дарий увековечил события начала своего царствования. Эта скала является последним отрогом горной цепи, которая окаймляет на востоке долину Керманшаха, к северу от древнего Элама. Здесь, на большой высоте, клинописным слоговым письмом была вырезана большая надпись в 400 строк на древнеперсидском языке и ее переводы на эламский и аккадский языки. Над надписями изваян рельеф, который изображает Дария, торжествующего над связанным магом Гауматой и восемью вождями мятежных областей.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru