Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Рима. В 4 томах. Том третий - Страница 1 Древний мир

ТЕОДОР



МОММЗЕН



ИСТОРИЯ



РИМА


История Рима. В 4 томах. Том третий - Страница 1 Древний мир

Книга четвертая (продолжение)



РЕВОЛЮЦИЯ Книга пятая



ПРОВИНЦИИ от ЦЕЗАРЯ ДО ДИОКЛЕТИАНА


История Рима. В 4 томах. Том третий - Страница 1 Древний мир

Реетов-иа-Дену



«Фсиике^



Москва



«Зевс»



1997



ББК 83.3Р7 М74



Теодор Моммзен



М 74 История Рима. В 4 томах. Том третий (кн. IV продолжение, кн. V). Ростов-на-Дону; Изд-во «Феникс». 1997. — 640 с.



В представленных томах Т. Моммзен на основе «Корпуса латинских надписей» описывает римские провинции от Августа до Диоклетиана. Автор был единственным компетентным ученым в этой области.



Для широкого круга читателей.



ББК 83.3Р7



ISBN 5-222-00049-4



© Оформление, изд-во «Феникс», 1997



История Рима. В 4 томах. Том третий - Страница 1 Древний мир


История Рима. В 4 томах. Том третий - Страница 1 Древний мир

VI столетие было как в политическом, так и в литературном отношении бодрой и великой эпохой. Правда, в области литературы, как и в области политики, эта эпоха не дала талантов первого ранга. Невий, Энний, Плавт, Катон — даровитые, живые писатели, с яркой индивидуальностью, но это не творческие таланты в высшем смысле этого слова. Тем не менее чувствуется, что размах и смелость их драматических, эпических и исторических произведений выросли на почве гигантских боев пунических войн. Многое здесь искусственно пересажено, в рисунке и в красках немало недостатков, художественная форма и язык не отличаются чистотой, элементы греческие и национальные причудливо переплетаются; все творчество носит на себе школьный отпечаток, не самостоятельно и не совершенно. Однако если у поэтов и писателей этой эпохи не хватило сил для достижения своей высокой цели, в них жили мужество и надежда соперничества с греками. В описываемую эпоху дело обстояло иначе. Утренний туман рассеялся. Римляне уже не могли продолжать того, что начали с сознанием закаленной в войне народной силы, с юношеским задором и непониманием трудностей своего начинания и границ своего таланта, с юношеским пылом и увлечением. В воздухе уже чувствовалась томительная духота перед революционной грозой. У зорких людей постепенно открылись глаза на неподражаемое coBepmencfBO греческой поэзии и греческого искусства и на очень скромные художественные дарования римского народа. Литература VI столетия возникла благодаря воздействию греческого искусства на полуразвитые, но возбужденные и восприимчивые умы. Распространение эллинского образования в VII столетии вызвало литературную реакцию; холодная рефлексия подобно зимнему морозу убила семена, заключавшиеся в наивных попытках подражать грекам, вместе с плевелами реакция выржала с корнем и здоровые ростки старого направления.



Эта реакция первоначально и главным образам исходила из кружка Сципиона Эмилиана. Кроме самого Сципиона самыми выдшощими-ся членами этого кружка были: из римской знати старший друг и советник Сципиона Гай Лелий (консул 614 г.) и молодые товарищи Сципиона, Лувдій Фурий Фил (консул 618 г.) и Спурнй Муммий, брат разрушителя Коринфа; из римских и греческих лит^аторов — автор комедий Теренций, сатирик Луцилий, историк Полибий, философ Панэтий. Для кого не представляли трудностей «Илиада», Ксенофонт и Менандр, тем не мог импонировать римский Гомер, а тем более плохие переводы трагедий Еврипида, которые делал Энний, а после него Пакувий. Патриотические соображения могли удерживать в известных рамках критику отечественной хроники. Однако уже Луцилий преследовал язвительными стрелами своего остроумия «печальные фигуры напыщенных произведений Пакувия». Такую же строгую, но справедливую критику произведений Энния, Плавта, Пакувия и всех поэтов, которые «как бы получили привилегию выражаться напыщенно и делать нелопіческйе выводы», мы находим у остроумного автора риторики, написанной в конце этого периода и посвященной Гереннию. Члены сципионовского кружка пожимали плечами над вставками, которьпии грубое народное остроумие римлян снабдило изящные комедии Филемона и Дифила. То ли с улыбкой, то ли с завистью они отворачивались от беспомощных усилий неод^енной эпохи, относились к ним примерно так, как зрелый человек к своим юношеским стихотворениям. Люди сципионовского кружка отказались от попыток пересадить чудесное дерево на римскую почву, отказались от высших форм искусства в римской поэзии и щюзе и довольствовались тем, что разумно наслаждались произведениями треков. Творчество этой эпохи ограничивается преимущественно второстепенными формами: легкой комедией, мелкими поэтическишт произведениями, политическими брошюрами и специальными науками. Литературным лозунгом стала корректность стиля и прежде всего языка. С выделением из народа узкого круга офазованяых людей язык в свою очереде разделился на классическую латынь высшего общества и вульгарную народную латынь. В своих прологах Теренций обещает «чистый язык», полемика по поводу ошибок в языке составляет главный элемент в сатирах Луцияия. В связи с этим решительно отстутиют на задний план потуги подражать грекам. В этом отношении имеется известный прогресс. В эту эпоху бездарные про-нзведеиия встречаются гораздо реже, чем в предшествующую или последующую; гораздо чаще появляются произведения совершенные в своем жанре и вполне удовлетворительные. В отношении языка уже Цицерон называет времена Лелия и Сципиона золотым веком чистой неиспорченной латыни. В глазах общественного мнения литературная деятельность мало-помалу возвышается из ремесла на степень искусства. Еще в начале этого периода считалось, что знатному римлянину не подобает заниматься сочинением, если не стихотворений — это еще куда ни шло, — то во всяком случае театральных пьес. Паку-вий и Теренций жили на свои драмы, сочинение драм было только ремеслом и притом не очень прибыльным. Во времена Суллы положение совершенно изменилось. Уже гонорары актеров того времени показывают, что популярный драматург мог требовать высокого денежного вознаіражденйя, снимающего с него клеймо ремесленника. Драматическое творчество стало, таким образом, свободным искусством. Люди из самой высшей знати, например Луций Цезарь (эдил в 664 г., умер в 667 г.), пишут для римской сцены и гордятся тем, что принадлежат к сословию поэтов наряду с совсем незнатным Ак-цием. Искусство вызывает к себе больше внимания и уважения. Но исчез размах в жизни и литературе. У позднейших авторов нет той самоуверенности лунатиков, которая создает поэтов и очень определенно сказьшается прежде всего у Плавта. Эпигоны борцов с Ганнибалом корректны, но бесцветны.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru