Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Кавказ и Восточная Европа в древности Страница - 122

Охлажденную массу черни толкут в ступке, затем растирают в порошок. Растолченную чернь хорошо промывают горячей водой, пока не отойдет вся грязь. Чернь тяжелая, она хорошо осаждается в воде. После всей этой обработки порошок черни высушивают и хранят в стеклянной посуде.

Сохранились любопытные сведения о составе черни в эпоху средневековья. Грузинский царь Вахтанг VI специально изучал способы получения черни. В параграфе 188 его «Книги химии» 10 описывается такой способ приготовления черни, который бытует в народном ювелирном искусстве у многих народностей Кавказа и поныне. Если сопоставить данные, полученные от мастеров нашего времени, и записи в книге царя Вахтанга VI, то станет очевидным, что сведения, записанные в эпоху средневековья в целом, совпадают с теми рецептами, которые зафиксированы в работе многих современных мастеров Кавказа.

Современные данные, высказывания писателей античного времени и археологические материалы, обнаруженные на Кавказе, указывают на то, что даже в самой высокогорной его части были известны месторождения драгоценных и цветных металлов и различных минералов. А среди них и те, которые входили в состав черни,— серебро, медь, свинец, сера, бура, селитра, нашатырь11. Уже это дает нам право предполагать возможное место зарождения искусства черни на Кавказе или по крайней мере говорить о благоприятных посылках сложения здесь давних традиций ее изготовления. Именно на Кавказе чернь приобрела необычное многообразие способов приготовления и применения в изделиях из серебра и золота.

Рис. 1. Украшения с чернью

1 — аварская пряжка с гравированными узорами под чернь (примерно XVIII в.); 2— аварский браслет с фоновой чернью н гравированными узорамн (примерно XVIII в.); 3—аварская пряжка с линейным черневым узором

(XIX вв.)

Гравировка изделий под чернь на всем Кавказе обычно выполняется штихелем, режущим металл тонкими плавными линиями. Контуры узоров обычно врезаются в металл довольно глубоко. На более плоских и широких элементах узора — лепестках, листьях, бутонах поверхность металла снимается большими плоскостями, кроме того, на разном уровне глубины выполняются верхние дополнительные порезки, «разделывающие» детали узора (рис. 1, 1,2). Они являются своеобразным контррельефом по отношению к общей пластической лепке формы. Резьба широких частей и деталей орнамента, а также тонких графических линий выполняется одним и тем же штихелем, но с разной силой и направленностью самих порезок (рис. 1, /). Иногда фон, покрываемый чернью, занимает большие плоскости, но и в этих случаях его «выбирание» производится все тем же штихелем. Эта своеобразная нерациональность техники компенсируется виртуозным мастерством и скоростью традиционных приемов работы.

На Кавказе издавна встречаются два разных приема использования, а следовательно, и нанесения черни: чернь, накладывающаяся по узору и чернь фоновая, т. е. закрывающая весь фон. В первом случае на светлом серебряном фоне получается черневой узор (рис. 1, 3), во втором — узор остается светлым, серебряным на черневом фоне (рис. 1, 2).

При нанесении черни на тонкие линии узора важно, чтобы линии его были тщательно обработаны «внутри», в глубине. Мастер во время их гравирования следит за тем, чтобы на поверхности линии были четкими, плавными и ровными, а внутри, точнее в глубине, они должны сохранять своеобразные «заусеницы», получающиеся от естественной прерывистости движения штихиля в руке гравера. Опытный мастер делает это без всяких усилий, но дается эта естественность только большим мастерством и виртуозным владением техникой гравировки.

При подготовке фона под чернь также имеются свои «секреты» мастерства. В этом случае важна естественная шероховатость, получаемая от прерывистого движения штихеля, снимающего верхний слой металла, но уже не в глубине линий, а на плоскости, отведенной под чернь. И мастер теперь следит за тем, чтобы они располагались равномерно и на одинаковом уровне. В обоих вариантах несоблюдение этих условий приводит к тому, что чернь выкрашивается — или она сразу «не ляжет», или со временем, и довольно скоро, начнет осыпаться (рис. 1, 1,2).

Сам процесс нанесения черни заключается в том, что заранее заготовленный порошок черни мастер разводит в воде, содержащей немного нашатырного спирта, до состояния густой сметаны. Эту массу мастер накладывает на линии или плоскости, предназначенные и выгравированные для черни. Затем предмет или его деталь с наводимой чернью нагревают на огне. Чернь при этом расплавляется, так как температура ее плавления более низкая, чем у серебра12. Расплавленная чернь соединялась с серебром, сплавлялась с ним, плотно заполняя отведенные для нее углубления линий или плоскостей. Затем «начерненную» поверхность вещи чистили. Первоначальная грубая очистка поверхности производилась рашпилем, затем тонким напильником снимали лишнюю чернь («наплывшую») при плавке на те места, которые по замыслу художника-мастера должны оставаться чистыми, серебряными. После этого предмет промывали в сыворотке и, наконец, полировали черненый предмет до блеска куском шерстяной материи или войлока.

Чернью украшались на Кавказе самые разнообразные изделия: всевозможные женские украшения (серьги, кольца, браслеты, шейные и нагрудные ожерелья, различные подвески, амулеты и т. п.), мужские пояса, конская сбруя, холодное, а затем и огнестрельное оружие (рис. 1, 1, 3;

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru