Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Славяне в римское время - Страница 1 Древний мир

Российская академия наук

Институт археологии

В. В. Седов

СЛАВЯНЕ

В РИМСКОЕ ВРЕМЯ

XIIIМеждународный съезд славистов (Словения, 2003)

В. В. Седов СЛАВЯНЕ

В РИМСКОЕ ВРЕМЯ

XIII Международный съезд славистов (Словения, 2003)

УДК 902/904 ББК63.4 С28

ISBN 5-94375-014-2

© Институт археологии РАН, 2003 © В. В. Седов, 2003 г.

Рассматриваемый период в истории Европы характеризуется значительным воздействием цивилизации Римской империи на соседние культуры «вараварских» племен. В результате на пограничье с Империей образовались так называемые провинциальноримские культуры, сильно отличающиеся от более севрных и северо-восточных своим экономическиим развитием, ремесленно-торговой деятельностью и бытом. Начало римского периода определяется серединой I в. н. э. На основании многочисленных вещевых находок археологами (Г. Эггерс, Я. Филип, Р. Хахманн, К. Годловский) разработана его периодизация. Выделены два основных этапа - раннерим-скцй (до последней четверти II в.) и позднеримский (до рубежа IV-V вв.), которые подразделены на более мелкие временные отрезки - фазы, имеющие большое значение для изучения всех европейских древностей. Римскому времени в Европе предшествовал латенский период, который археологами членится на три этапа - ранний латен (V-IV вв. до н. э.), средний латен (III—II вв. до н. э.) и поздний латен (I в. до н. э. - начало I в. н. э).

Ретроспективным методом устанавливается, что в эпоху раннего и среднего латена славяне заселяли ареал культуры подклёшевых погребений, то есть бассейн среднего течения Вислы и бассейн Варты вплоть до среднего Одера. Этот метод заключается в поэтапном прослеживании истоков основных (этнографических) элементов археологических культур, начиная от культур раннего средневековья, в этноязыковом отношении достоверно определенных, вглубь веков к эволюци-онно (генетически) связанным с ними древностям предшествующего времени, а от них на ступень глубже и т. д.

Культура подклёшевых погребений (400-100 гг. до н. э.) сложилась как результат внутрирегионального взаимодействия древнеевропейского населения, представленного в землях к северу от Карпат лужицкой культурой (является частью большой среднеевропейской культурно-исторической общности полей погребальных урн, сопоставимой с древнеевропейской этноязыковой общностью Г. Краэ), с проникшими с севера племенами поморской культуры, определяемыми в этноязыковом отношении как периферийные балты (Седов, 1994, с. 95-148; 2002, с. 69-79).

На севере и северо-востоке славяне в то время тесно контактировали с западнобалтскими племенами, занимавшими юго-восточное побережье Балтики от нижнего течения Вислы до верховьев р. Венты, включая Мазурское Поозерье (культура западнобалтских курганов). Некоторые глиняные сосуды, орудия труда и украшения, получившие распространение в культуре западных балтов были близки древностям культуры подклёшевых погребений, а ряд металлических изделий (массивные шейные гривны, браслеты, втульчатые топоры и др.) были одинаковыми для этих культур. Эти археологические наблюдения находят полное соответствие с данными лингвистики, указывающей на соседские связи ранних славян с носителями западнобалтских диалектов (Maziulis, 1984, S. 166-167; Zeps, 1984, р. 213-222; Топоров, 1988, с. 264-292).

Северо-западными соседями славян в тот период были германцы, представленные ясторфской культурой. Территория последней охватывала бассейн среднего и нижнего течения Эльбы (до поречья Одера на востоке) и Ютландию. В восточной части ареала ясторфской культуры нередки сосуды с шероховатой поверхностью, широко бытовавшие в культуре подклёшевых погребений. Наоборот, в регионы последней из ясторфской области проникали кувшины. Множество предметов (булавки с лебедиными головками, с навершиями, свитыми в ушко, чертозские и ковачевичские фибулы, двуухие сосуды и др.) имели одинаковое распространение в ареалах обеих культур. Вполне очевидно, что славяно-германское лексическое взаимопроникновение древнейшей поры, фиксируемое лингвистами (.Kiparski, 1934; Мартынов, 1963; Birnbaum, 1984, S. 7— 20), отражает соседские контакты населения культуры подклёшевых погребений с племенами ясторфской культуры.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru