Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Средневековье и древний мир - Страница 6 Древний мир

К ним примыкает и знаменитая «Книга мертвых», в полном объеме сложившаяся в XVIII в. до н. э.*

Письменность — одно из величайших достижений цивилизации. Тысячелетиями люди не фиксировали специальными графическими знаками то, что видели и о чем говорили. В древности информация передавалась на расстояние и закреплялась во времени с помощью пиктографии, бирок и зарубок. История письменности начинается с рисуночного письма. Современное алфавитное письмо берет начало в древнеегипетском языке, в котором не фиксировались гласные, поэтому односложные слова записывались как один звук. Финикийцы познакомились с изображением таких слов-звуков и на их основе создали алфавит. Основным писчим материалом древности был папирус — многолетнее травянистое растение. Из сердцевины стебля выделывали собственно то, что сегодня называется папирусом, — писчую бумагу древности.*

Прочесть папирусы ученые смогли только после появления специальной науки — египтологии. Ее рождение датируется 1822 г., когда великий французский ученый Жан Франсуа Шампольон расшифровал древнеегипетскую надпись на Розеттском камне, базальтовой плите, на которой была высечена трехъязычная надпись: по-древнеегипетски, в демотическом варианте (на разговорном языке времен Птолемеев) и по-древнегречески, и на этой основе создал первую грамматику древнеегипетского языка.*

Фрагмент книги Шампольона «Заметки о Египте».


«Резервные головы» — скульптурные портреты из известняка. Находились в гробницах вельмож и считались вместилищем души умершего. Вельможи при жизни заказыва/ш скульпторам свое изваяние.

Мумификация — естественное высыхание тела в сухих почвах или искусственное (обработка специальными жидкостями — бальзамами).

В Древнем Египте мумификация считалась лучшим способом сохранить умершему жизнь в загробном мире. Состав бальзамов, применявшихся при искусственной мумификации, — один из величайших секретов египетского жречества.*


С эпохи

Среднего царства эта статуэтка ставилась в гробнице и символизировала, что умерший, подобно Осирису, оживет после смерти.

Древний Восток -

ИЗОБРЕТЕНИЕ

ПИСЬМЕНОСТИ

Во времена Среднего царства (xxi - xviii вв. до н. э.) в Египте усилилась власть сорока номархов. Фараон Сенусерт II (1862—1843 гг. до н. э.) и его сын Аменемхет III (1843—1798 гг. до н. э.) пытались заменить наследственных номархов своими ставленниками, но столкнулись с мощным противодействием.

Сложные ОТНОШенИЯ между центром и номархами (правителями областей) подтверждает сравнение царских усыпальниц и гробниц местных властителей. Многие захоронения фараонов Среднего царства — довольно скромные сооружения, сложенные из необожженного кирпича. В то же время известны пышные гробницы царских подданных, высеченные в скалах. Там были роскошные помещения, в которых хранились дорогие вещи и «резервные головы», стены их покрывались комплиментарными «автобиографиями» вельмож, реалистически изображающими богатство и могущество погребенных.

Желая упрочить центральную власть, фараоны способствовали усилению средних слоев населения. Этот процесс нашел свое отражение в погребальных надписях и рисунках. Иногда, подражая высокопоставленным покойникам, люди скромного положения прибавляли к своему имени слово «житель» или «жительница» города, что вызывало насмешки представителей привилегированных слоев.*

Децентрализация власти и развитие среднего слоя населения Древнего Египта дали мощный импульс расцвету литературы.*

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru