Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Хрестоматия по истории Древнего Востока Страница - 2

В понятие «исторический нсточпик» входит все, что дает возможность восстановить во всех проявлениях и во всем многообразии прошлое человеческого общества, тем самым способствуя уяснению его развития «как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса» *. Количество исторических источников неизмеримо, а формы их чрезвычайно многообразны,, ибо историк использует все, что является результатом деятельности людей, и все, что на нее в какой-то степени влияет: памятники материальной культуры и письменпости, нравы и обычаи, язык и т. п. Так как человечество эволюционирует в физическом отношении и живет в определенной среде, то историк прибегает к помощи некоторых других наук, например антропологии, географии, некоторых технических дисциплин. Естественно, чем дальше мы углубляемся в толщу времени, тем меньше число источников и тем ограниченнее н, х виды. От доклассового общества до-

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 58.

4

Шли лишь памятники материальной культуры. Поэтому историей первобытного общества занимается преимущественно археология, ко-трой на помощь приходит этнография, доставляя материал для.¦равнения и аналогий.

Письменность появляется лишь с зарождением классового общества. Как известно, первые государственные образования возникли в странах Востока — в долипах Мила, Тигра, Евфрата, Инда и Хуанхэ. Именно здесь найдены древнейшие памятники. Количество их далеко не одинаково для различных эпох п стран и крайне разнообразно по форме и содержанию. Ведь все, что дошло до нас, более или менее случайно. Многие системы письма стали сравнительно недавно доступными для прочтения и понимания, а некоторые до сих пор ревниво сохраняют тайну. Нам известны, например, меро-итские тексты, по мы не в состоянии их понять, так как не знаем не только языка, на котором они нагшеаны, по даже и того, к какой группе языков следует его отнести.

Открытие французского ученого Франсуа Шампольона (1790— 1832), нашедшего в 1822 г. ключ к дешифровке египетских иероглифов, положило начало последующей успешной работе, далеко еще не завершенной, по дешифровке забытых систем письма и восстановлению исчезнувших языков. За истекшие полтора столетия раскрыты многие тайны шумерской, вавилонской, ассирийской, иранской, урартской, угаритской клинописи, кипрского и ханаапейского письма.

Лучше всего, хотя далеко не идеальпо, сохранились надписи, высеченные, процарапанные или начертанные па твердом материале, обычно на камне. Ими покрывали стены, колонны и столбы храмов (например, Карнакского п Луксорского в Фивах, или дворцов ассирийских царей в Ниневии н Кальху), они высекались на скалах (Бехистунская надпись Дария I), вместе с рельефами и росписями украшали стены гробннц (биографии египетских вельмож из их усыпальниц) и т. д. Надгробные п победные стелы (греч. «колонна», «столб»), жертвенники, алтари, подножия саркофагов, статуй царей н вельмож нередко испещрены текстами. На стелах часто высекались тексты первостепенного значения. Такова победная. стела На-рам-Суэна (2236—2200 гг. до н. э.), стелы с законами царя Хам-мурапи (1792—1730 гг. до п. э.), с описанием походов в Сирию Аменхотепа II (1430—1425 гг. до и. э.) из Мпт-Рахинэ.

Другого рода кадписи представляют собой граффити (итал. «процарапанные») — папнеанные краской от руки либо процарапанные каким-нибудь острым предметом тексты на различного рода предметах, сооружениях или скалах. Таковы, например, граффити в'Восточной пустыне Египта, оставленные путниками, направлявшимися к золотым рудникам, надписи паломников в храме Исиды на острове Эле-фантина и греческих наемников на «Колоссах Мемнона»—гигантских статуях фараона Аменхотепа III (1408—1370 гг. до н. э.)', фланкировавших некогда вход в его заупокойный храм в Фивах. Таким же способом выполнены надписи на остраконах (греч. «черепок» ) — обломках глиняных сосудов пли камня. Остраконы пз

Нисы — древней столицы Парфянского царства в Средней Азии,— датированные III в. до н. э., обнаружены советскими археологами. Они содержат весьма существенные сведения по истории и экономике Парфии.  1

Основным источником для истории и истории культуры Двуречья и ряда сопредельных стран (Хатти, Урарту, Угарита, Мари, Элама, Митанни и даже Египта) служат клинописные таблички. Десятки тысяч их найдены в развалинах дворцов, храмов и жилищ. Таковы библиотеки и архивы Ниппура и Кальху, Лагаша и Уммы, Мари и Чога Замбиля (вблизи Суз), Эблы и Богазкёя, наконец, знаменитый дипломатический архив из Эль-Амарны — столицы Аменхотепа IV (1370—1352 гг. до н. э.).

Глиняные таблички—прямоугольные или, гораздо реже, в форме шестигранника — покрывали клинообразными знаками; на них писали, когда глина была еще мягкой, при помощи тростниковой палочки. Исписанные таблички обжигали. Это обеспечивало их сохранность на тысячелетия. Когда археологи находят теперь изредка таблички, почему-либо не обожженные в древности, они прежде всего подвергают их воздействию огня и тем самым придают им прочность.

Глиняные таблички наряду с восковыми занимают как бы промежуточное положение между надписями на камне и текстами, написанными на мягком материале.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru