Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Хрестоматия по истории Древнего Востока Страница - 3

Следует упомянуть еще гадательные надписи на костях жертвенных животных, обычно лопатках овец и баранов и панцирях черепах, о чем уже говорилось выше. Для Китая характерны также надписи на бронзовых сосудах и других культовых предметах, например треножниках, относящихся, по-видимому, ко времени династии Чжоу (конец II — начало I тысячелетия до н. э.). В Египте надписи на сосудах и глиняных пробках к ним содержат порой весьма существенные данные для датировок (таковы надписи на сосудах с вином, обнаруженных в гробнице Тутанхамона — 1352 — 1344 гг. до н. э.). Чрезвычайно важны надписи и изображения на монетах, появившихся в VII в. до н. э. в Малой Азии.

Изучением надписей занимается специальная наука, относящаяся к вспомогательным историческим'дисциплинам,— эпиграфика, а изучением монет — нумизматика.

К другой категории источников по материалу и по форме отно-•сятся тексты, написанные, как правило, на каком-то мягком материале — папирусе, пергамене, коже, лубе, пальмовых листьях и, конечно, на бумаге. По содержанию этот вид источников крайни разнообразен. На гибком, легком и гладком и более портативном материале, которому можно было придать удобную форму свитка, а позднее и книги — кодекса, писать, разумеется, было легче и проще. Следовательно, требовалось много меньше затраты труда и времени для того, чтобы запечатлеть все желаемое или необходимое. Именно данная категория источников, изучением которых также занимаются специальные дисциплины — палеография и пампроло-

Гия, численно наибольшая и хотя бы поэтому дает нам наиболее подробные и полные свидетельства далекого прошлого.

Множество папирусов сохранилось в Египте благодаря чрезвычайно. сухому климату долины Нила. В древности заросли этого болотного растения покрывали застойные воды Дельты. Из него изготовляли писчий материал следующим образом: стебель папируса, достигавший 3—6 м высоты, разрезался на продольные узкие полдски, которые краями накладывались друг па друга в два слоя. Нижний слой образовывали полоски, склеенные вертикально, верхний — горизонтально, после чего они спрессовывались. В результате получались полосы писчего материала шириной приблизительно от 20 до 40 см. Ширина зависела от времени изготовления: в эпоху Древнего царства папирусы делали более узкими. Если текст, подлежащий записи, пе умещался на одном листе, по длине склеивали несколько листов, которые потоьь сворачивали в свиток. Некоторые свитки достигали внушительной величины. Так, например, «Большой папирус Харрис» ’ (отрывки из которого помещены в Хрестоматии) склеен из 79 листов и имеет 40,5 м длины и 42,5 см ширины. Лице-v пая сторона папируса называется recto, на ней обычно писали, а оборотная — verso.

Папирус стоил недешево, поэтому иногда для всевозможных заметок, а порой и для записи художественных произведений, поправившихся тому или иному грамотею-писцу, использовали verso. Таким образом дошли до нас некоторые литературные памятники Древнего Египта. Например, на обороте папируса Харрис записана сказка об Обреченном царевиче; на обороте папируса Анастаси II — некоторые произведения любовной лирики; оба они хранятся в Британском музее.

Иногда основной текст смывали и поверх него писали (так поступали и с текстами на пергамене). Подобные манускрипты называются палимпсестами. С помощью современных технических средств первоначальная запись обычно легко восстанавливается.

В сравнительно редких случаях писали и на деревянных дощечках. Так, один из вариантов предания об изгнании завоевателей-гпксосов из Египта дошел до нас в подобной записи. Она известна в науке как «Табличка Карнарвона», по имени английского лорда, на средства которого была организована экспедиция, ее обнаружившая. Писали на них и на папирусе кисточкой из стебля камыша, конец которого размягчали,— каламом.

В записях на коже сохранились лишь отдельные фрагменты текстов, и то преимущественно из Египта, где они уцелели благодаря сухости климата. Что касается пергамена — кожи, специально обработанной известью для того, чтобы она служила писчим материалом, то начало его производства относится к эпохе эллинизма.

В тропических странах — Индии, Юго-Восточной Азии, Южном Китае — писали на лубе и на высушенных пальмовых листьях, натертых маслом. На них процарапывали острым резцом знаки. Выступавший сок окрашивал их, и знаки становились хорошо различимыми. Иногда с этой целью в листья втирали краску. Отдельные пальмовые листы сшивали в книги.

Тексты из разных стран древневосточного мира, зафиксированные разными способами, весьма многообразны по форме и способу их передачи.

Оставляя в стороне сочинения древних писателей, преимущественно сочинения древних историков и географов, греческих н римских, индийских и китайских, далеко не всегда современников и очевидцев событий, которые они описывали, остановимся на первоисточниках.

Прежде всего это всевозможные хроники и анналы, где большей частью погодно или в определенной хронологической последовательности фиксировались наиболее важные события, имевшие место при том или ином правителе, либо знаменательные факты, которые летописцы сочли нужным отметить. Таковы, например, анналы фараона Тутмоса III (1483—1460 гг. до п. э.) и анналы ассирийских царей Салманасара III (868—824 гг. до н. э.) и Сннаххериба (704— 081 гг. до н. э.), летописи Лшшурбанаиала (008—626 гг. до н. э.) или царя Урарту Аргшнти I (781—760 гг. до п. э.), хроники, вошедшие в библейский капон, и т. д. В них говорится о походах, сражениях и осадах, получении дани, уводе населения побежденных стран в рабство, строительстве храмов, дворцов и крепостей, жертвоприношениях и дарах храмам, словом, обо всем, что восточные дес-_ поты пожелали увековечить, дабы прославиться в веках. Обычно повествование ведется последовательно, события увязываются одно с другим, а изложению нередко придана литературная форма. Естественно, что эта категория источников особенно важна для восстановления хронологии и политической истории, с которой также знакомят и биографии, нередко дошедшие до нас в форме надписей. Так, в Египте на стенах гробниц сохранились биографии вельмож и областных правителей эпохи Древнего, Среднего и Нового царств, часто составленные от их имени, например биографии Уны, Хуф-хора, Пиопинахта, Тефиби, Яхмоса, сына Абен. В этих текстах отразились события времени их написания. Многие сведепия содержат и биографии царей, например правителя Аккада Саргона I Древнего (2316—2261 гг. до н. э.) или хеттскога царя Хаттусили-са III (конец XIII в. до н. э.).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru