Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Хрестоматия по истории Древнего Востока Страница - 4

Все эти тексты позволяют судить и о социально-экономических отношениях своего времени. Но более полное и ясное представление о них дают своды законов, в частности, о формах собственности, и всевозможные деловые, административные и юридические документы, сохранившиеся в большом количестве, особенно в Двуречье. Достаточно сослаться на отдельные примеры: законы Лнннт-Ишта-ра, царя Исипа (1934—1924 гг. до н. э.), и Хаммурапи, царя Вавилона (1792—1760 гг. до п. э.); средпеасснрийскис законы (вторая половина II тысячелетия до н. э.); очевидно, близкие им но времени законы хеттов (около XVI в. до н. э.); сохранившиеся в значительно болеё поздней редакции (И—I вв. до н. э.) «Законы Маиу», которые представляют собой скорее сборник предписаний общественного,

1<щи иозного и морального поведения благочестивого индийца, и др.

' I т касается всевозможных ведомостей, протоколов, актов о про-м. кс, контрактов, расписок, административных предписаний, то в н и отразилась практика повседневной жизни, и они объективнее характеризуют истинное положение вещей.

Велико также значение всевозможных надписей — декретов, по-< ыновлений, надгробных и т. д. Последние не только сохраняют намять о людях и фактах, неизвестных из других источников, но иногда служат надежной основой для установления дат, а также углубляют паши знания о религиозных представлениях и связанных с ними обрядах. Так, мы узнаем о постройке каналов из надписей царей Урарту Мепуа (810—781 гг. до н. з.) и Русы II (685— 645 гг. до н. з.); о цикле земледельческих работ сообщает надпись из Гетера (X в. до и. а.), обнаруженная к северо-западу от Иерусалима; найденная сравнительно недавно, в 1947 г. в Каратепе (Антитавр, Малая Азия), двуязычная надпись царя даиуниитов Азптавадды (конец IX в. до н. э.) повествует о его деяниях. Для истории Индии 1II—II вв. до и. э. чрезвычайно велико значение указов царя Ашоки. И них содержится обильный материал для изучения политической истории, государственного строя, общественной жизни, религии и культуры той эпохи.

В высокой степени важны, а иногда и просто незаменимы для изучения истории, истории культуры и, разумеется, истории религии большинства стран и народов Древнего Востока тексты религиозные, такие, как Тексты Пирамид и Книга Мертвых египтян, Библия иудеев, Авеста пранцев, Ригведа индийцев и т. д. Объемом они намного превосходят другие источники и, естественно, полнее и разнообразнее по своему содержанию. Как известно, религия —хотя и и искаженной и мифологизированной форме — проецирует в мир богов земные отношения, а по природе своей опа консервативна. Поэтому в подобных текстах запечатлелись социально-экономический строй, вероваиня и представления, присущие времени, предшествующему их кодификации; они во временном отношении многослойны, и задача историка, далеко не всегда простая и легкая, заключается в том, чтобы слои эти отделить друг от друга и установить датировку. Например, в Библии помимо так называемого Пятикнижия Моисеева содержатся исторические хроники, прорицания пророков, псалмы и даже чисто литературные произведения, вроде Песни песней. Составлены они в разное время, и если Пятикнижие было записано в середине V в. до н. э. па основе нескольких, иногда взаимоисключающих друг друга традиций (так пазываемых Яхвиста и Элохиста, относящихся к IX—VIII вв. до н. э., и Жреческого кодекса), хотя возникли они столетиями раньше, то окончательно Библию кодифицировали, видимо, только в первой половине II в. до н. э. Самые ранние дошедшие до нас полные списки ее сохранились лишь в рукописях IX—X вв. н. э.

Древнейшие части священной книги зороастризма — Авесты — восходят к первой половине I тысячелетия до н. э. Однако ее дополняли и перерабатывали вплоть до эпохи правления династии

Сасанидов, а окончательная редакция сложилась при Шапуре II (309—379 гг.). Старейшие списки относятся к XIII—XIV вв. н. э. Из Авесты мы узнаем не только о религиозных и мифологических представлениях Ирана и Средней Азии, но и - об их хозяйственном быте, социальном строе и отношениях. между отдельными племенами. Примерно то же можно сказать и о Ригведе — древнейшем памятнике культуры Индии, возникшем на рубеже II и I тысячелетия до н. э.,— основном источнике, отражающем эпоху арийского завоевания. В 1028 гимнах, восхваляющих богов, магических заклинаниях и тому подобных произведениях, входящих в состав Риг-веды, запечатлелась жизнь ведийских племен во всех ее проявлениях. Племена эти были непосредственными предшественниками носителей собственно индийской культуры I тысячелетия до н. э.

Разумеется, всякого' рода обращения к богам, гимны, плачи и подобные им небольшие по объему тексты, сохранившиеся на глиняных табличках, папирусах, в виде настеппых надписей или стел, содержат иногда весьма ценную информацию помимо освещающей религиозные верования и обряды. Достаточно сослаться хотя бы на пограничные плиты Эхнатона из Ахетатона (Эль-Амарна) или на китайские гадательные надписи на костях, упомянутые выше.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru