Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Хрестоматия по истории Древнего Востока Страница - 7

В значительной степени сказанное относится и к сохранившимся произведениям древних писателей. Использование их сочинений осложняется еще и тем, что исследователю всегда необходимо установить источники их осведомленности и степень истинности последних. Задача эта сложная, поскольку в тот период понятия литературной собственности не существовало, да и авторство тогда нередко было анонимным. Греческие и латинские историки и географы, а тем более писцы и жрецы стран Древнего Востока, сплошь и рядом переписывали значительные куски из сочинений своих предшественников, отнюдь на них не ссылаясь. Кроме того, они часто принимали на веру все, что читали и слышали, даже явные небылицы, не говоря уже о мифах и предаппях, нередко подменявших в те отдаленные века историческую традицию, основанпую на достоверных фактах. Поэтому правдивые сообщения то и дело переплетаются в их сочинениях со всевозможными нелепостями.

Мы наметили круг задач и вопросов, связанных преимущественно с методикой исторического исследования при работе с источниками. В действительности их много больше, и они неизмеримо сложнее. Но только ответив на бессчетное количество вопросов, иногда самых неожиданных, разрешив множество более или менее сложных проблем, специалистам удается воссоздать картину прошлого, определить последовательность и взаимосвязь событий, а главное, установить законы, определяющие развитие и характерные черты того пли иного общества, что является основной задачей исторической пауки, консчпой целью исторического исследования. Достичь этого без тщательной, углубленной работы над историческими источниками невозможно. Само собой разумеется, что ученый-историк должен в совершенстве владеть единственным научным методом, рассматривающим общие законы развития природы и общества,— методом диалектического и исторического материализма и творчески применять его на практике в своих исследованиях. Ведь историки, стоявшие и стоящие на других методологических позициях, во-первых, «... в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-2-х, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественноисторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменепия этих условий» 1.

Таким образом, только исторический материализм позволяет дать исчерпывающее объяснение причинам развитии и гибели той или иной социально-экономической формации, того или иного общества, того или иного государства. Конечно, это возможно лишь в том. лучае, если историк будет строго последовательно и неуклонно придерживаться фактов. Но факты в отрыве друг от друга историку ничего не дадут для конечной цели его исследования — установления определенной закономерности развития общества или объяснения причин какого-либо явления, события. Факты историк-исследова-юль черпает из источников, лучше всего подлинных, ибо подлинного текста не может заменить даже самый тщательный и квалифицированный перевод. Научное источниковедение рассматривает дошедшие до нас единичные источники не порознь, а в их совокупности, не забывая в то же время о необходимости индивидуального подхода к каждому из них и зачастую о его неповторимости.

Задумав изучить какую-либо проблему или круг проблем, исследователь должен прежде всего установить, какие источники ему необходимы, где они изданы и если они еще не опубликованы, то где хранятся. Поиски, и сбор документов — один из основных и первоочередных разделов работы ученого-историка, он получил название эвристика; интерпретация, т. е. истолкование источников, именуется герменевтикой.  '

Разумеется, в кратком обзоре можно лишь в самой общей форме коснуться основных проблем источниковедения, с помощью которых ученые заставляют памятники далекого прошлого рассказать нам

0 времени, когда они были созданы, и о пародах, их оставивших.

* * * *

Предлагаемое студентам пособие построено по проблемно-тематическому принципу. Узловые моменты социально-экономической и политической истории отдельных стран освещаются наиболее содержательными, яркими источниками, расположенными во временной последовательности. Лимитированный объем Хрестоматии и стремление ознакомить студентов с новыми, ранее не переводившимися документами вынудили составителей отказаться от включения ряда текстов, даже очень цеппых (папример, «История Синухета», «Злоключения Уп-амона» и др.), помещенных в хрестоматиях, вышедших прежде *.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru