Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Женщина в античном мире Страница - 10

T’wj). Однако еще один титул Нефертари как великой царицы nb. t t’w nbw "Владычица стран всех", которым власть его носительницы как бы распространяется за пределы собственно Египта, совершеннно уникален - он зафиксирован лишь один раз в ее титулатуре.

Два других титула Нефертари - k‘.t swtj "высокая двумя перьями" и cnt m swty "прекрасная в двух перьях" имеют отношение к ее головному убору (в котором она как правило и изображается). Первый титул она носила первой из древнеегипетских цариц, второй - после Нефертити. Никто из рамсесовых цариц более не имел его. Сам этот великолепнейший головной убор часто изображается также на Яхмос-Нефертари, а впоследствии он составлял обязательную принадлежность "жен бога Амона". Высказывается предположение, что эта регалия могла быть связана со статусом со правительницы102.

Кроме приведенных выше титулов, содержание которых более или менее однозначно понимается и имеет отношение к сфере политической и религиозной жизни страны, источники сохранили при ее имени также целый ряд суперлативных титулов-эпитетов, толкование которых допускает некоторые варианты. Искушение воспринимать их по преимуществу как отражение индивидуальных качеств царицы или же личного отношения к ней фараона всегда велико и часто оказывается неодолимым, хотя имеющиеся текстуальные параллели заставляют проявлять здесь большую осторожность. Например, в титуле Ьзу1

"великая похвалами" Г. Гедике предлагает видеть (по аналогии с использованием его в истории Синухета) скорее отражение роли царицы как заступницы или арбитра103, а эпитет пЛм Ьгу "прекрасная ликом" (как имеющий мужской коррелят и могущий быть обращенным к царю и богам) понимать не в его физическом смысле104. Титул пЬЛ нпЧ "владычица очарования" также как будто бы может иметь специфическое содержание 105, как и титулы ЬпгЛ гппаЧ "сладостная любовью" или сшглу1 "великая любовью" — если их понимать в русле той религиозной концепции, которая определяет функции царицы-жрицы - супруги верховного божества Амона106. Если титул царицы ЬтЛ к5 п! и

"жена быка сильного (=фараона)" как будто бы не вызывает трудностей для интерпретации, то значение титула ЬппЦ ф "воссоединяющая с правителем" также может составить предмет дискуссии107. Частично титулы Нефертари могут быть встречены в титулатурах супруг других египетских царей (например, эпитет тЬДу п вбт Ьпу. в "дающая жизнь тем, кто слышит ее", она разделяет с Нефертити), другая часть их была создана специально для ее отличия и в титулатурах других лиц более не встречается (например, (Ц. в. 1Ь.у Ьг г§у1

"радующая сердца"). Красота ее голоса и вообще музыкальность, составляющие постоянную группу эпитетов-титулов при ее имени, также, возможно, подразумевает прежде всего выполнение царицей соответствующих ее жреческим титулам обязанностей: тг.1 Ьт Ьг §тс

"любимая голосом пения" (как Яхмос-Нефертари); вЫр Нг ш И™, в "умиротворяющая Хора голосом своим"; зЬпф ш 1р1-$*Ч "играющая на систре в Карнаке". Вместе с тем некоторые титулы-эпитеты могут несомненно толковаться буквально, как отражение индивидуальных физических или духовных качеств царицы: Ьу пйг пЬ п mdwt. s пЬ Ьг.^Ьг. в "доставляющая удовольствие каждой мыслью своей и словом

Своим каждым" (дословно: "вещь всякая сердца ее и говорение ее всякое - радуется человек всякий им"); сш Ьг бШ) "прекрасная руками, держащими систры"; уЬй cwj "сияющая руками" и др.

Мы знаем также, что подобно титулатуре, все известные изображения Нефертари ставят ее на ступень недосягаемо высокую по сравнению со всеми прочими рамсесовыми женами. С самого начала своего появления в качестве великой царицы и практически до самого своего конца она неизменно запечатлевалась рядом с фараоном в сюжетах, связанных с важнейшими государственными событиями. Показателен при этом и другой момент: несмотря на то, что религиозная практика и традиция в общем и целом исключали изображение здравствующих цариц из храмовых сюжетов в течение эпохи Нового царства (особенно - в правление XVIII династии108), изображения Нефертари в ее земной жизни известны нам прежде всего именно по храмовым рельефам.

Уже на 1-м году правления Рамсеса Нефертари сопровождала царя в путешествии из столицы Пер-Рамсеса в Фивы на праздник Опет - главный религиозный праздник страны. Рельеф из гипостильного зала в Большом абусимбельском храме засвидетельствовал ее участие в этом выходе чисто государственного порядка: вместе с фараоном она приветствует барку со священной статуей Амона-Ра, которую несет процессия жрецов109.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru