Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Женщина в античном мире Страница - 133

558

См., к примеру, аттическое установление II в. до н. э. об отправлении культа бога Мена: эранисты предоставляют богу все необходимое, в том числе котилу масла и хой вина (Sokolowsld F. Lois sauces des cit?s grecques. P., 1969. № 55). См. также фана-горийское сакральное установление II в. н. э., предусматриващее в числе расходов на обеденное жертвоприношение 3 ксеста виномедовой смеси и 4 котилы масла (КБН.'1005. Сгк. 12-14).

559

Согласно милетскому установлению II в. до н. э., на городские праздники вино предоставляет город (Sokolowski F. Lois sacrtes de l'Asie Mineure. № 50, ctk. 21). Постановление того же столетия из Магнесии, относящееся к культу Сераписа, предусматривает приношение вина частными лицами и устанавливает использование на дневную и вечернюю службу кратера объемом в 1 хой и более (Ibid. № 34, стк. 25 сл.). На фратрнальные жертвоприношения в Афинах вино предоставляют фратрии, на обеды в складчину - эранисты (Sokolowski F. Lois sacr&s des cit?s grecques. № 19, около 396-350 гг. до н. э., № 55, стк. 21 и след., II в. до н. э.). На Фере в III в. до н. э. некий Эпиктет установил жертвоприношения, на которых участники празднества по случаю начала месяца предоставляют в качестве дара вино для чужеземцев - olvov ?evik6v (Ibid. № 135, стк. 31 и след.).

560

Точных соответствий в египетском антропонимиконе им нет, но есть достаточно близкие параллели. Имени XeaoxeiepEO^ соответствует египетское имя ХЕкрЕО^, параллель первой его части находим в именах на Хео-, в том числе Хеоош (Preisigke F. Namenbuch. Heidelberg, 1922. Sp. 474,476). Имя Nootopoi; находит соответствие в первой части египетского же имени NEitop-<ppf[<; (NEcpep-itpfft;), то же имя, но с е-огласовкой NEcpepdq (Ibid. Sp. 229-230); эти имена отражают египет. nfr - "красота, красивый".

561

Лукиан упоминает хиосца по имени Bdurta; (Pseudolog. 3), Евполис (у Гесихия) - как прозвище некоего Демокрита. Имена Bdcrtot;, Васггй^ BacrroKElXai;, ВаотакШх<; представлены во Фракнн. Но в основном сфера имен с основой Ваот-, Воот-нранская {Zgusta. S. 84).

562

Этот вывод И. Т. Кругликовой, сделанный на материале европейского Боспора, подтвержден исследованиями А. А. Масленникова (Кругликова И. Т. Сельское хозяйство Боспора. М., 1975. С. 95-96; Масленников АЛ. Сельская территория европейского Боспора в античную эпоху. М., 1993. С. 15 (АДД). По устному сообщению Я. М. Паромова, аналогичная картина наблюдается и на азиатской стороне Боспора.

563

Подробней см.: Ольвия и Боспор. С 274, 301.

564

См. подробней: Ольвия и Боспор. С. 301-304. О дискуссиях по поводу хлебной конкуренции Египта и Боспора см.: ШеловД. Б. Танаис и Нижний Дон в 111-1 вв. до н. э. М., 1970. С 31 и след.; Шургая И. Г. Вопросы боспоро-египетской конкуренции в хлебной торговле Восточного Средиземноморья раннеэллинисгической эпохи // КСИА. 1974. Вып. 138. С. 51 и след.

565

См. их имена по индексу в кн.: Foraboschi D. Onomasticon alterum papyrologicum. Milano, 1971. Index.

566

Мы не рассмотрели рисуночные граффити, также представляющие большой интересный материал (рис. 16). Упоминанию в надписях членов боспорского царского дома соответствует композиция с зеркально отображенными козлами - это геральдическая композиция, свойственная символике царских родов у скифов, к которой принадлежат и сами изображения козлов (ср. геральдическую композицию с оленями и козлом у мирового дерева на царской диадеме из Новочеркасского клада, изображение козлиных рогов на золотом головном уборе из Ак Буруна и пр.). Композицию с козлами, подобную нимфейской, находим на рельефной глиняной плакетке из Херсонесского музея (Пятышева Н. В. Глиняная таблетка с изображением козлов. // Сообщения Херсонесского музея. Симферополь. 1963. Вып. 3. С. 26) и в числе рисуночных граффити на краснолаковом сосуде II—III в. до н. э. с Гераклейского полуострова (Пятышева Н. В. Скифы и Херсонес. // История и археология древнего Крыма. Киев. 1957. С. 261). Помимо геральдических козлов на этом сосуде процарапаны также изображения оседланного коня, собаки, дерущихся петухов, рыб, преследуемого собакой зайца, а также двух человеческих фигур с копьем в левой руке и щитом в правой. В числе нимфейских рисунков представлены изображения коней и петуха - крайняя справа головка с хохолком и сережкой. Семантическая подоснова обоих рисуночных циклов, нимфейского и гераклейского, очевидно скифская. Негреческое по содержанию и наиболее загадочное изображение хищной птицы с трезубцем в лапах, направленным в щит человеческой фигурки, стоящей на палубе "Исиды" и пронзающей птицу дротиком.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru