Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Женщина в античном мире Страница - 2

Традиционный для зарубежной историографии сюжет - брачная политика правителей и правительниц в эпоху эллинизма и Римской империи12, а также политические портреты наиболее известных представительниц правящих династий и жен известных государственных деятелей13 - разрабатывался в последнее время, пожалуй, наиболее интенсивно. Именно в этом русле написано больше всего популярных и научно-популярных работ. Нельзя не отметить появление исследований по женским аспектам религиозных воззрений ранних христиан14. Таким образом, из этого очень беглого и далеко не полного обзора современной западной литературы (а мы не касались литературы, вышедшей в конце XIX — первой половине XX в.) о женщинах в античности следует, что многие вопросы уже достаточно хорошо изучены. Хотя не все из названных работ равноценны по своему вкладу в данную проблему, поскольку многие имеют описательный и даже справочный характер.

К сожалению, успехи отечественных исследователей в разработке этой тематики значительно уступают западным. Не случайно, что как до революции, так и в наши дни предпочтение в ее освещении отдавалось переводным работам зарубежных авторов15. И все же интерес к образу женщины в античности в начале XX в. у русских ученых был явно выше, чем в последнее время. Женщина в древности интересовала многих прежде всего как ключевая фигура семьи и брака. При этом в семейных отношениях античной эпохи пытались найти ответ на насущные вопросы равноправия женщин в дореволюционной России в ходе демократических преобразований16. Впоследствии женский вопрос поднимался антиковедами в таком же традиционном ключей брак, семья, воспитание детей, семейные отношения и гражданство, семья и государственная власть17. Лишь изредка и в самой общей форме затрагивались проблемы повседневной жизни женщины в античности - мода, развлечения, обыденные занятия по дому и т. д.18 Однако эти стороны жизни не стали предметом специальных исследований, поскольку рассматривались как часть общих проблем социально-политических и социально-экономических отношений, либо в исключительно справочной форме изложения.

Другой аспект, привлекавший внимание наших античников в связи с проблемой "женщина в античности", касается изучения рабства и рабовладельческих отношений: социальный статус женщин-служанок, кормилиц, воспитательниц детей, а также женщин-вольноотпущенниц и женщин, которых отдавали в услужение богиням в качестве иеродул, т. е. прислуги или "жриц любви" в храмы. При этом многие были склонны считать их рабынями или полурабынями19.

Гораздо больше "повезло" античным женщинам со вниманием к ним современных ученых, когда речь заходит об античной лирике, поэзии и драматургии. Исследователи творчества Сапфо, Катулла, Аристофана, Плавта, Теренция, Менандра и других греческих и римских писателей и драматургов неоднократно поднимали вопросы любви, семьи, эмансипации женщин, женской красоты, характера, поступков, политической и социальной активности в зависимости от их постановки в античной литературе. Подходы к этим вопросам намечались самые разные: здесь и чисто филологический анализ произведений, и раскрытие образов героев и героинь и социальные мотивы поведения персонажей, и морально-психологические аспекты их поступков и привычек. Отмечалось, что посредством этих понятий античные писатели и поэты пытались отразить современные им устои жизни, политику и мораль. При этом женщина в их произведениях служила лишь фоном или аллегорическим мотивом для выражения более глубоких внутренних процессов и событий, происходивших в обществе20.

Авторы сборника решили избежать этих традиционных для нашего антиковедения подходов и сконцентрировать основное внимание на малоизученных или совсем неизученных аспектах проблемы. Это, в первую очередь, демографические и психологические моменты (статья Кривошты Н. А.), женский вопрос в Спарте (Андреев Ю. В.), положение женщин в римских провинциях (Колосовская Ю. К.), образ женщины в представлениях раннего христианства (Трофимова М. К., Свенциц-кая И. С.), женщина в античных государствах Северного Причерноморья и др. На первый план была выдвинута задача дать исторический анализ роли женщины в различных сторонах общественной и государственной жизни, сконцентрировать внимание на общечеловеческом факторе как движущей силе прогресса и мотивации поступков и поведения реальных исторических фигур. Большое место в общей концепции сборника заняла также проблема "женщина и власть", которая недавно уже стала разрабатываться в нашем антиковедении21. Насколько удалось выполнить задуманное - судить нашему читателю.

В. А. Головина

"ЖЕНА ЦАРЕВА ВЕЛИКАЯ НЕФЕРТАРИ МЕРИТЕНМУТ"*

Весной 1992 г. был завершен одни из самых блестящих по замыслу, организации и результатам международных реставрационных проектов: в ходе шестилетних работ были спасены практически обреченные на гибель - временем, природой и человеком - росписи знаменитой гробницы № 66 из Долины цариц (зап. Фивы), которые по общему признанию являют в своем роде лучший образец древнеегипетской настенной живописи. Проект, которому его авторы22 дали по имени владелицы гробницы название "Нефертари", было бы только справедливо оценить словом "шедевр", имея в виду уровень профессионализма разработчиков и исполнителей, в полной мере соответствующий художественным достоинствам объекта его приложения. Став событием в египтологии и мировой практике реставрации, проект привлек к себе очень большое внимание специалистов и просто любителей древности; так или иначе на него откликнулись все крупные зарубежные периодические научные и научно-популярные иллюстрированные издания. Одним из прямых и предсказуемых следствий проекта стал подъем интереса к соответствующей эпохе древнеегипетской истории и, конечно же, к самой царице XIX династии Нефертари Меритенмут. Настоящая работа также в известной степени инициирована этим событием.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru