Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Женщина в античном мире Страница - 5

Нсфсртари и ti<HUНЯ Иіида. Роспись ЦЮОНЩы Ніфертари

СИ - HS) к рам ноои декому времеЕШ несомненно уцелс-вает только одно -,'царі;впн-каслсдкіік,'гс В каккк-то случаях можно утсрждять. тто я

ЖСНСНПЙ КОррСЛЯТ СЛДрбЖХГ Н СЄ-Гні аНЯЛОГЙ'1 ный Спштфши-сиий иттеїиж

(«пи іри мер, у X;nii№> icyi* в предшестлушщсіі династии; Uric. IV. 224. 10), однако и Оолышшсгве случаев остается не вполне очевидным, унаследован ли титул irj. l-|>4t его владелицей ИЛИ Жй HOjijI'^Ch СЮ (4 качестве 1Н>читм<11<1 {нанрнмер, н. ямужеегде - кав обозначение ее сакраяьнвк или ызП'СЛ функции"-3). Гак, у первой ого старо царской держат с льнтды жрицы Негіст. носившей ьысоккй титул ' крашенин гдосва", и бывший матерью п. арип., он был скорее всйю почетным. И* иеслапоиянщ У. Уорда цтйнОинтис совершенно очевидно, что, например, в ouoiy среднего царства титул но пользе валов весьма широко, в том числе —

МНОГИМИ "НСЦДрСКИММ" носительницами и несомненно ІІІХИЛ КНрАктар

IИIЧСПНПО, оіріїииі ищею ОЧі. ірее ill НОЛ еже л не "по мужу"4’'. Но той же причине присутствие титула iij. t-рЧ в еоотаьс титулатурьс Нефертари само по ecfSc вряд ли способно ноятвардшг. isi>iі>к c-c соцнальирго положение ЄЄ р0днта,'іей. О сюоледпні. KCTaTK, И ПСТОЧННКаД MC I - НИ. КДКНХ сведений. Хотя rEuii. sTc-iLi на :>тот счет существуют. ОдЕіа BJ ісгкдедннт делает ее дочерью Эйе, мужа кормилицы Нефертити Тийи, будущего фараона (который в свою очередь оказывается родственником Иуйа, деда Эхнатона по материнской линии) и к тому же - младшей сестрой цариц Нефертити и Мутнеджемт (супруги Хоремхеба)41. Эта версия основывается на двух фактах: прежде всего, находке в почти полностью разграбленной гробнице Нефертари фаянсовой пломбы, надписанной тронным именем фараона Эйе (найденная в ходе раскопок Э. Скиапарелли, она ныне хранится в Египетском музее Турина); во-вторых, использовании в одной из гробничных надписей Нефертари формы "Атон", а не "Амон" в обозначении имени солнечного божества, что должно как будто бы указывать на связь с традицией Амарны. Свидетельства эти очень интересны, однако оба могут носить случайный характер (например, единожды встречаемая форма itn вполне может быть опиской, хоть и весьма симптоматичной). Самая гипотеза кроме того вызывает сложности хронологического порядка.

Неизвестно также, откуда Нефертари была родом. Полная форма ее "царитского" имени Нефертари Меритенмут" - "Нефертари-люби-мая-Мут" как будто бы содержит намек на связь носительницы с Фивами, центром почитания этой коршуноголовой богини. Однако и здесь возможно иное объяснение, связывающее эту часть имени с принадлежностью ей уже как царице важнейшего женского жреческого титула "супруга бога (Амона)" (см. ниже), каковой, как известно, была входившая в фиванскую триаду Мут.

Вполне возможно, что и самого имени собственного царицы мы также не знаем. В зависимости от толкования нисбы-irj перевод самой формы Nfr. t.-irj допускает несколько вариантов: "Die Schonste davon" или "Die Schonste von ihnen"42; "The Most Beautiful (Woman)"43; (никак, однако, не "The Beautiful Companion"44) или, возможно, "The Very Best"45, если иметь в виду (как это делает Г. Гедике), что nfr может содержать в себе обозначение не только физической красоты, но и неких высоких духовных качеств. Имя Нефертари супруга Рамсеса II носила не единственной и не первой: изначальной его царственной обладательницей была Яхмос-Нефертари, супруга фараона Яхмоса и прародительница XVIII фивйнской династии, в этом качестве обожествленная и ставшая покровительницей всего фиванского некрополя46. Как

Полагают многие, это не случайное совпадение имен, но обозначенная преемственность: супруга Рамсеса II могла быть названа в честь своей знаменитой предшественницы. Эта гипотеза связывается с особен--носгями династической истории Рамессидов. Как известно, основатель династии не состоял в родстве с предшествующим фиванским династическим домом и вообще в известном смысле был "чужаком". Его преемники предпочитали север страны р качестве места своего обитания (сначала - старинный Мемфис, потом - построенный практически на месте гиксосского Авариса блестящий Пер-Рамсес) и не переставали чтить Сета в качестве своего родового бога, но вместе с тем за Фивами сохраняли значение столицы государства, а за их верховным божеством Амоном - статус общегосударственного. Рамессиды всячески старались подчеркнуть свою связь с фиванской традицией и, возможно тем самым - законность преемственности власти. Они стремились подчинить максимально фиванское жречество, прежде всего - богатейшего и влиятельнейшего храма Амона Фиванского. Отношение с ним складывалось непросто: например, в самом начале правления Рамсеса П в среде последнего существовала оппозиция: как следует из текста Абидосской надписи (к которой мы будем ниже неоднократно обращаться) одним из первых государственных актов молодой фараон сместил ранее назначенного, но, видимо, неугодного ему, верховного жреца Амона и - как бы по воле бога - заменил его своим ставленником. Вполне возможно, что подчеркнутое имя супруги фараона, вызывавшую стойкую ассоциацию с фиванской традицией, могло способствовать целям фараона47. В таком случае мы должны предполагать, что самое свое имя Нефертари могла получить уже в браке. Заметим, что у его первой носительницы оно скорее всего не было собственно именем, но скорее родом почетного титула48.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru