Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Женщина в античном мире Страница - 6

Не знаем мы точно и того, когда и при каких обстоятельствах Нефертари стала супругой фараона. Два памятника - скальная часовня Рамсеса II в Джебель Сильсиле49 и гробница упоминаемого выше ставленника Рамсеса П - верховного жреца Амона Фиванского Небунене-фа П в Дра эль-Нага50 как будто бы надежно датируют ее существование в качестве великой царицы уже в 1-ом году правления ее супруга как фараона. Вместе с тем рельефы из храма Сети в Бейт Эль-Вали в Нубии, изображающие военные кампании египтян в правление последнего, среди прочих запечатлевают не только самого Рамсеса в

Бытность его царевичем, но и старшего сына (или сыновей - см. ниже) этой пары51, из чего следует, что самое замужество Нефертари должно было предшествовать воцарению Рамсеса П52. Из надписи Рамсеса П, помещенной им в Абидосский храм своего отца Сети I (так называемой Большой посвятительной) известно, что Сети I официально ввел его в ранг своего соправителя. При этом, как сообщает Рамсес И, среди прочих знаков своего нового статуса он был наделен собственными апартаментами с "женской царской челядью, подобной красавицам царского дворца; выбрал для меня он (= царь, Сети I) женщин по (всей стране?), наложниц (или: музыкантш53) для... женщин гарема, спутниц54"55. Вполне возможно, что в числе этих женщин могла быть и Нефертари.

К сожалению, абсолютная и относительная датировка этого события, а, следовательно, и возраст ее участников точно не известны: в длительном правлении Рамсеса II этот период вообще наименее ясен. О самом соправлении и своем возрасте Рамсес II сообщает впоследствии в двух надписях. В Абидосской посвятительной (от первого года его правления) он говорит следующее: "Это Менмаатра (= Сети I), кто вскормил меня, возвеличил меня сам Владыка Всего, (когда) я был ребенком (11г<1.у), (еще до того, как) утвердился я в правлении. (Еще когда) был я в яйце, дал он мне землю (= страну). Вельможи целовали передо мной землю, (когда) был назначен я сыном старшим (в’ втвху) и наследным царевичем Од-рЧ) на троне Геба. Докладывали (о делах) Обеих Земель (= Египта) мне как командиру пешими и колесничими войсками. (Когда) воссиял (Ь^) отец мой перед народом, был я ребенком (б^) в руках его. Сказал он в отношении меня: "Воссияйте его (бЬ^Блу) в качестве царя, (чтобы) увидел я красоту (его, пока) я жив". ...Придворные укрепили двойной венец на моем лбу. "Укрепите Великую (= урей)56 на его голове", - сказал он, (когда) был он на земле (= когда был он жив)..."57. Кубанская стела (от 3-го года правления Рамсеса) устами его царедворцев подтверждает эти факты его биографии: "... (еще) будучи в яйце, (был ты) на месте твоем в качестве ребенка-наследника (Ьгбху щ-рЧ)...". О делах Обеих Земель сообщалось тебе, когда был ты ребенком с локоном (юности)... (когда) был ты ребенком 10 лет, действовал ты в качестве командующего войском..."58. Само событие подтверждает, как обычно полагают, один из рельефов заупокойного храма Сети I в Курне, на котором Рамсес запечатлен в короне атеф, коленопреклоненным перед Амоном; к верховному божеству его подводит Мут; за троном Амона изображены Хонсу и Сети I59: сюжет обычно толкуется как изображение акта введения в соправление царевича-наследника Рамсеса фиванской триадой в присутствии его отца-фараона60.

Комментирование Абидосской и Кубанской надписей (и некоторых других, связанных с ними источников) с точки зрения хронологии соправления Сети I и Рамсеса II породило огромную литературу и дискуссию, которая длится уже столетие. Проблема заключается прежде всего в том, что неизвестно, когда родился Рамсес, и существует несколько гипотез относительно того, как долго правил Сети 161: уже при этих изначальных условиях данные Кубанской стелы (и параллельные им по смыслу сведения Абидосской) о 10-летнем возрасте царевича, способны сами по себе дать несколько вариантов решения вопроса о начале и длительности периода их совместного правления. Дело, однако, осложняется тем, что событие, применительно к которому возраст Рамсеса обозначен, в свою очередь понимается по-разному: если К. Сили62 и К. Китчен63 видят в нем действительно введение в соправление, У. Марнейн64 склонен толковать его как введение царевича лишь в статус наследника, а Дж. Шмидт65 вообще относит его к восшествию на престол самого Сети I. Сложность составляет также и сама хронология основных источников, освещающих начальный период жизни Рамсеса-царевича: все они (включая Абидос-скую и Кубанскую надписи, датированы "задним числом" - соответственно 1-ми 3-м годом его правления - кстати, понимаемого также по-разному: в качестве фараона или же соправителя66) не современны изображаемым событиям. За редким исключением, они (храмовые рельефы и надписи) происходят из храмов (в Бейт эль-Вали, Сети I в

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru