Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Женщина в античном мире Страница - 7

Абидосе, Курне, Большого гипостильного зала в Карнаке), строительство и декорирование которых было начато в правление Сети I, а завершено при Рамсесе II: при этом часть событий, имевших место в правление первого (и в бытность его сына, стало быть, просто царевичем-наследником или соправителем) излагает post factum уже второй, но уже в качестве фараона. Это заставляет подозревать некоторую искусственность их композиции вообще, а в частности - смещение временных акцентов67. Однако проблема еще сложнее: в каждом отдельном случае степень причастности "авторов" к тому или иному источнику может быть не очевидна: формулы dj fhn/m5 'chrw при имени Сети I (как и некоторых других действующих лиц этих событий), которые - если их понимать буквально - должны обозначать живо было или нет данное лицо в момент изображаемых событий, могут быть здесь подчинены их "историческому" унотреблению68.

К сожалению, попытки решить проблему иными путями - например, искусствоведческим анализом, построены на различии типов рельефов (предпочтительно "высоком" по преимуществу при Сети I и "врезанном" исключительно при Рамсесе II), а также текстологическим, основанном на временнбй привязке "короткого" и "длинного" имен Рамсеса, не дают однозначных решений.

В свое время эта крайняя противоречивость основных источников (наложенная, к тому же, на ошибочно истолкованную деталь одного из карнакских рельефов69) привела Дж. Брэстеда к заключению, что вообще все сведения о начальном периоде жизни Рамсеса-царевича (в том числе - и касающиеся соправления) являются позднейшей фальсификацией последнего, предпринятой для того, чтобы скрыть узурпацию им власти70. Его гипотеза имела сторонников71, хотя должна была бы предполагать собой подделку в гигантских масштабах. Впоследствии подлинность самих событий была доказана72, однако это едва ли не единственное, в чем согласны исследователи проблемы соправления. К настоящему времени существует несколько основных гипотез относительно его хронологии: К. Сили (Seele К. Coherence. 1940) полагает, что Рамсес был коронован в возрасте несколько более 10 лет; между этим событием и началом его правления как фараона прошло, возможно, до 10 лет; Дж. Шмидт (Schmidt J. Ramesses II... 1970) считает, что на 10-м году жизни Рамсеса его отец Сети I взошел на престол, который занимал в течение 11 лет. На период их совместного правления пришлось 3+х года. Отсчет правления Рамсеса был начат с момента соправления. По мнению У. Марнейна {Murnane W. Coherencies. 1977), в возрасте 10 лет Рамсес получил титул наследника, который продолжал носить вплоть до 9-го года правления своего отца-фараона, находившегося у власти в общей сложности 11 лет. Отсчет правления был начат с периода соправления. Наконец, К. Китчен {Kitchen К. Pharaoh... 1942) считает, что на 7-м году правления Сети I 10-летний царевич-наследник был введен своим отцом в соправители - учитывая юный возраст, скорее формально, для поднятия престижа, чем реально; на период соправления пришлось около 7-8 лет.

Таким образом, возраст Рамсеса при смене им Сети I на престоле полагается равным от 17-18 до 20+х < 5 лет, при этом "1-й год" его правления (как бы он ни трактовался - в рамках соправления или по его окончанию), т. е. время, когда Нефертари уже была его великой царицей, приходится в. большинстве гипотез на его 17-18-летие. Как говорилось выше, к этому времени у Нефертари и Рамсеса был по крайней мере один сын-первенец, Амонхерунемеф. Этот ребенок способен, казалось бы, поставить под вопрос приведенные выше выкладки: бейтэльвалийские рельефы запечатлевают его, в также его младшего брата (родного или полуродного - по отцу, см. ниже) Хаеумуасета в виде подростков с локонами юности на колесницах в сцене боя вместе с отцом, тогда еще царевичем73. Возраст этих "бейтэльвалийских" братьев составляет одну из ключевых проблем, связанных с хронологией раннего периода жизни Рамсеса, и в силу этого неоднократно служил предметом обсуждения. Ныне, как представляется, наибольшую поддержку имеет гипотеза К. Сили, который понимает самый сюжет рельефа как изображение не реального сражения, но скорее сцены триумфа Рамсеса: присутствие на нем детей последнего выражает идею приобщения их к успеху. Что же касается их конкретного возраста, то он, по мнению Сили, несомненно преувеличен по соображениям престижа: в реальности их возраст на момент событий должен был быть младенческим74. Таким образом, гипотеза о 17-18-летнем возрасте Рамсеса, который приходится на "1-й год" его правления, вполне состоятельна. По всей видимости, при браке с Нефертари он был несколькими годами (учитывая возможный возраст Амонхеруне-мефа) младше; Нефертари должно было быть по крайней мере столько же лет, если не меньше: стало быть, она должна была стать его супругой скорее всего подростком.

Не знаем мы точно и того, когда Нефертари умерла. К сожалению, она не появляется ни в одном датированном памятнике поздних лет. Некоторые косвенные сведения можно получить из абусимбельских храмов. При возведении Большого храма Рамсеса II, построенного в честь Ра-Харахти, Нефертари была жива, что как будто бы следует из формы славословия при ее имени ("да живет она"). Однако единожды в надписях мелькает титул (тЫ п)з*Ц "царица" при имени одной из царевен, Бинт-Анат75 (рожденной от брака с царицей Исетнефрет, см. ниже): возможно, это означает, что к концу строительства Нефертари уже не было в живых. Малый абусимбельский храм также начал возводиться при жизни Нефертари (возможно, она имела какое-то отношение и к его замыслу): как справедливо замечает Гедике76, об этом должен свидетельствовать сам характер сооружения: он не царицын заупокойный, но посвящен изначально местной ипостаси богини Хатхор-Ибшекской, которую в известной мере воплощает царствующая супруга фараона; будь Нефертари к этому времени мертва, на изображениях в храме должна была бы присутствовать ее преемница. Мы знаем, что сама великая царица совершила совместно с Рамсесом и старшей их дочерью далекое путешествие в Нубию, чтобы присутствовать на посвящении ей этого храма. Сведения об этом сохранила стела "царского сына Куша" (т. е. наместника царя в Нубии), "начальника южных земель" Хеканахта77, где он изображен коленопреклоненным перед царицей. Однако в верхнем регистре этой стелы жертвоприношения богам совместно с Рамсесом совершает уже их старшая дочь Мериитамон, занявшая ее место пока лишь как царевна...78

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru