Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Аграрный вопрос и крестьянское движение Страница - 9

В годы первой мировой войны состояние скотоводства в Осетии стало еще хуже. В 1916 г. в равнинных селениях Осетии на двор в среднем приходилось по одной голове крупного рогатого и мелкого скота. Это значит, что по сравнению с 1912 г - лошадей и скота стало меньше на тот же двор почти в 1,5 раза, а за этим последовало резкое подорожание их.

Дороговизна, поднимая одни хозяйства и подрывая. другие, еще больше углубляла социальный водораздел. Правовое положение, крестьян становилось все хуже и хуже. В политической и административной жизни общества возрастала роль кулачества и сельской буржуазии. Закон неравномерного развития, материализуясь в столыпинских реформах, ежедневно и ежечасно, все. отчетливее обозначал социальные полюса. В цифровом выражении классовая дифференциация в Северной Осетии в начале XX в. выглядела следующим образом: по ’переписи 1917 г. в Северной Осетии насчитывалось 11,4% беспосевных хозяйств, 43,9 бедняцких (из них 75,7% бесплужных), 36,6 середняцких и 8,1% зажиточно-кулацких хозяйств41. В нагорной полосе крестьянская беднота составляла 57,1%, средняя прослойка — 36,1,. кулацкая — 6,8%. В то же время 20% хозяйств сельской буржуазии (не считая алдаро-баделятских) имели 50,5% всей посевной площади, 37.7% всего поголовья рабочего скота42. Хозяйств, владеющих одной головой рабочего скота, было 38,7%, не имевших его совсем — 23,6%.

Расслоение осетинской деревни продолжалось и позже. Февральская революция не только не помешала этому, но придала новый импульс фермерско-стяжательской инициативе. Если владельцы крупных экономий, огромных земельных массивов были в растерянности, то кулацко-середняцкая часть деревни и сельская буржуазия, напротив, великолепно чувствовали себя в струе аграрного законодательства правительства Керенского.

Развитию капитализма в деревне способствовал промышленный и торговый капитализм. Индустриализация юга, особенно характерная для Северного Кавказа в пореформенный период, вызвала бурный рост городов, ремесла и торговли, строительство железных дорог, шахт н рудников, добывающей и обрабатывающей промышленности. Из всех городов Северного Кавказа наиболее быстро росли индустриальные — Ростов, Новороссийск, а также Владикавказ и Грозный Терской области.

Возникший в военно-стратегических целях Владикавказ очень скоро делается центром административной, политической и культурной жизни Терской области и даже оказывает «неотразимое влияние на все условия общественной жизни всего Северного Кавказа»43. Выгодное расположение на сутях в Грузию и Закавказье обусловило его рост и значение. В 70-80-х гг. прошлого столетия этому способствовали и работы по расширению Военно-Грузинской дороги и постройка железной дороги Ростов — Владикавказ.

В 1894 г. железная дорога протянулась через Ееслан до ст. Петровская (Махачкала). Новая линия соединила

Владикавказ с портом, что значительно увеличило грузооборот.

Железная дорога открыла новые перспективы развития края, развязала руки деловым кругам, товариществам, коммерческим объединениям. В Терскую область, в том числе в Осетию, хлынул русский и иностранный капитал. Созданное бельгийцами в 1895 г. горно-промышленное общество «Алагир» построило Садон-ские рудники и Алаг-ирский серебросвинцовый завод. К этому времени относится возникновение пос. Садон, позже Мизура и Фаснальской обогатительной фабрики, принадлежавшей также бельгийскому капиталу.

Для развитого капитализма характерно слияние капиталов, создание компаний по совместному производству и сбыту. Построенные ими предприятия, как правило, оснащались новейшим оборудованием и технологией. К числу таких предприятий в Осетии относился кирпично-черепичный завод Штейнгеля и Грозмани, оснащенный гофманскими печами и нефтемоторами. Он производил более 1/3 всей продукции, которую давали 30 других подобных предприятий округа, и сбывал их по всей линии Владикавказской железной дороги, вплоть до Баку. Строят совместно мощный кирпичный завод Симонов и Петросов, вкладывают свои средства в крахмальный завод братья Израилевы и Мостовенко, испра* шивают у правительства разрешения создать акционерное общество мукомольного, макаронного и хлебопекарного производства «Гигиена» Прохановы А. И. и В. С. ¦и т. д. В 1904 г. к предприятиям иностранного капитала прибавилось еще одно «Общество. Владикавказских трамваев и электрического освещения», основанное бельгийцем Г. И. Скарамангой.

Значительными предприятиями были чугунолитейный и механический завод Береславцева Н. Л. — единственный в округе, который, помимо выпуска основной продукции, занимался ремонтом оборудования других предприятий, вагоностроительный и вагоноремонтный мастерские Владикавказской железной дороги и т. д.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.