Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Британские эсминцы - Страница 3 Новейшее время

Вот на фоне серого корпуса флагманского корабля флота появляются яркие пятна сигнальных флагов. Этот сигнал сразу же повторят все флагманские корабли флотилий, затем — эсминцы. Сразу же начинается перестроение в новый строй, эту картину освещают лучи заходящего солнца на море, и на корабли наползают темные тени. В сгустившейся темноте видны неяркие кормовые огни, это сделано для того, чтобы затруднить обнаружение флота вражеской подводной лодкой.

Но более обычной для Северного моря была другая погода — серая волнующаяся вода, над которой низко нависают свинцовые тучи, из них идет мелкий дождь. Даже ближайшие корабли еле просматриваются сквозь него и выглядят призрачно. В таких условиях проходили бесконечные выходы на поиск противника.

Теперь представим себе зиму: волны набегают на бак и мостик, которые быстро покрываются льдом. Каждая минута вахты превращается в пытку, холод проникает через одежду ледяными иглами. В это время жизнь на эсминце можно сравнить с пребыванием в аду.

В годы Первой мировой войны наивысшее искусство можно было видеть, когда флот выходил в море со своей якорной стоянки в темноте зимней ночи. В Ферт-оф-Форт стоянка эсминцев, находилась гораздо выше моста, но во время выхода они должны были быть в авангарде. Якоря поднимались, швартовы отдавались, и эсминцы двигались сквозь практически невидимые линии легких и линейных крейсеров. Каждый из силуэтов был опасен, эсминцы один за другим проскальзывали под мостом, выходили в море и занимали назначенные им позиции.

Флотилии эсминцев из состава Гранд Флита выходили в море из Пентланд-Ферт во время сильного прилива, проходя мимо громад линейных кораблей, столкновение с которыми закончилось бы, в лучшем случае, возвращением на якорную стоянку. Люди, служившие во время войны на флоте,

Утверждали, что весь флот или отдельные корабли выходили в море или возвращались в порт в только в темное время суток.

Предисловие

Хуже всего был туман — толстая липкая стена которого скрывала впереди и сзади идущие корабли. Верхняя вахта пыталась рассмотреть туманный буй, который волочился за передним метолотом.

Вершиной деятельности эсминцев стало Генеральное сражение. Густые облака дыма из труб, кормовая часть эсминца погружается в воду, нос приподнимается, от него отходят две белые полосы волн, тянущиеся до горизонта. Корпус сотрясаются — вся мощь турбин задействована, в море встают водяные столбы, каждое вражеское орудие ведет беглый огонь по приближающейся флотилии. Эсминцы идут на сближение до конца. Все ближе и ближе, затем резкий поворот, и торпеды падают в воду. Выполнив свою задачу, эсминцы ложатся на обратный курс и уходят под прикрытие своих линкоров.

Контрастом с предыдущей картиной является монотонная служба во время Второй мировой войны по охранению конвоев, состоящих из тяжело груженых торговых судов. Эсминцы циркулируют вокруг них, как овчарки вокруг отары овец, пребывая в постоянной готовности и ожидании событий, час за часом, день за днем. Монотонная работа сонара, постоянная готовность к изменению хода и сбросу глубинных бомб.

Также можно представить блистающую свежей краской линию этих кораблей во время Королевского парада.

Изучая историю развития класса «эскадренный миноносец» можно отметить, что большая часть организаций, занимавшихся как проектированием кораблей, так и утверждением проектов, старалась как можно быстрее рассмотреть появляющиеся технические новинки и, при необходимости, принять их на вооружение. В качестве примеров такой оперативности можно назвать внедрение турбин, нефтяного отопления котлов, новых орудий и торпед, радиолокационных станций. Однако, так происходило далеко не всегда: обычно возникал вопрос, сколько средств уйдет на то или иное новшество, ведь последнее слово при рассмотрении военно-морского бюджета в мирное время оставалось за Парламентом. Поэтому зачастую допускались ошибки, некоторые новинки, вне всякого сомнения, недооценивались. Рассуждая о том, что было сделано неправильно, всегда следует помнить, как это выглядело в те времена, не используя при этом знания последующих событий. Критикуя недостаточное внимание к новинкам, надо учитывать, что достижение приемлемого результата требует длительного времени, поэтому в ходе войн часто приходилось сталкиваться с тем фактом, что зачастую проще модернизировать старое оборудование, чем создавать новое.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.