1. Все предметы искусства, старины и народного быта, имеющие больщое научное, историческое или художественное значение, подлежащие перерегистрации и постоянной государственной регистрации в порядке постановления СНК от 10 октября 1918 г., облагаются денежным налогом, причем:
А) предметы, состоящие на учете Главмузея на основании декрета от 10.10.1918 г. и признанные при новой перерегистрации имеющими музейное значение, облагаются как за время с момента опубликования декрета об учете и регистрации 10 окт. 1918 г., так и на все будущее время.
Б) предметы, признанные настоящей перерегистрацией не имеющими музейного значения, облагаются лищь за прощлое время, т. е. с момента опубликования декрета 10 окт. 1918 г. до новой перерегистрации.
2. Взимание налога производится по известным процентным нормам со стоимости названных выще предметов»^.
(Налог составлял 2% от общей стоимости предмета, имеющего музейное значение, и 10% за каждый год с 10.10. 1918 г.)
По степени демагогического пафоса эти документы являются образцом большевистского произвола: идея ограбления не только богатых, но и просто среднеобеспеченных людей находит в них полное воплощение. Принимая видимость закона, они по сути окончательно подрывают право граждан на частную собственность (см. п. 3 Декрета); согласно Декрету владелец той или иной художественной вещи мог считаться ее хозяином лишь условно и, как выяснилось позже, временно, к тому же он должен был платить за принадлежащую ему вещь. Лицемерно прикрываясь заботой о сохранении народного достояния, благодаря Декрету, правительство фактически отчуждало в свою пользу не только ценности, находящиеся в учреждениях и общественных заведениях, но и личное имущество граждан, лишая их возможности распоряжаться им по своему усмотрению.
Со дня вступления Декрета в силу у большинства населения не оставалось никаких иллюзий в истинных целях большевистского правительства.
К Декрету следует добавить и предварившее его «Постановление Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией от 31 марта 1918 г.» об установлении пятипроцентной премии осведомителям за доставление сведений о местонахождении благородных металлов и изделий из них (5% исчислялись от общей суммы стоимости найденного)^.
Таким образом. Чрезвычайная Комиссия тоже внесла свою «скромную лепту» в дело «по охране памятников искусства и старины».
Проводя полномасштабный грабеж страны, правительство параллельно принимало самые решительные меры, чтобы этому процессу ничего не мешало, стремясь перекрыть любые каналы возможной утечки сокровищ за рубеж. Кроме того, оно стремилось выявить и взять под неусыпный контроль пути передвижения предметов искусства внутри страны.
Сразу после Февральской революции 1917 года в России, из-за ухудшения экономического положения и политической нестабильности, начался отток иностранного капитала. Этот процесс неизбежно сопровождался отъездом за рубеж иностранцев, которые до этого жили в России довольно длительное время. После Октябрьского переворота это явление приняло характер массового бегства под предлогом возвращения на родину. Уезжали не только иностранцы, но и россияне, которым удалось добыть заграничный паспорт или пристроиться к какой-либо иностранной миссии.